МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

110 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ Н. В. Якушина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – Е. Л. Райхлина НАСЛЕДИЕ ТОЛСТОГО-УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Образование как средство развития свободно-творческой личности обосновал Л. Н. Толстой, создав свою собственную педагогическую кон- цепцию. Мысли Л. Н. Толстого о свободе как основе общечеловеческих ценностей остаются актуальными в педагогической науке. Педагоги, уче- ные и общественные деятели в России и за рубежом обращаются к педаго- гическому наследию Л. Н. Толстого, высоко оценивая его новаторство, мастерство в области педагогики, талант и гуманность. Н. Г. Чернышевский дал высокую оценку деятельности Л. Н. Толстого – учителя как создателя новой школы, где учащиеся сознательно и активно усваивают знания. Следует отметить оценку наследия Л. Н. Толстого-учителя такими видными русскими методистами, как: В. И. Водовозов и Д. Д. Семенов. В. И. Водовозов не принимал некоторые теоретические положения Толсто- го, элементы его теории «свободного воспитания», но педагогическим со- чинениям Толстого в целом давал положительную оценку. Водовозов говорил, что Лев Николаевич был прав в отдельных случаях, что в приме- нении методов Толстого было много смешных и нелепых крайностей, в которых все-таки был смысл. Н. В. Кудрявая в своей книге «Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого» писала следующее: «Педагогическая деятельность Толстого питалась антрополо- гией и этикой творчества, выразившихся в принципах его педагогики – опыт и свобода. Понять педагогические взгляды Толстого невозможно вне изучения всего его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о вершинном смысле жизни человека и человечества» [1, с. 6]. По мнению Н. В. Кудрявой, «деятельность Толстого на поприще народного образования являет пример гражданского мужества и патриотизма» [1, с. 34]. Передовые педагоги и общественные деятели зарубежных стран также

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=