МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

105 только догадываясь о роли этого противопоставления в произведении. Это пример детальной антитезы на уровне слова – мельчайшей единицы анти- тетической системы. Детальная антитеза неразрывно связана с художественным образом: противопоставление происходит внутри образа одного героя. Этим прие- мом нередко пользуются авторы при описании героя или его характера. Например, Л. Толстой говорит о Наташе: « Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка » [3, с. 40]. Противительный союз «но» от- четливо указывает на наличие антитезы, однако функция его все же усили- тельная, а само противопоставление происходит между однородным рядом (словами, описывающими внешность девочки) и прилагательным «живая». Таким образом, нельзя утверждать, что в этом случае используется тот же прием, что и в названии, т.к. антитеза создается здесь благодаря их сово- купности: слова не являются сами по себе синонимами (в однородном ря- ду) и антонимами (разделенными союзом «но»). Может быть, этот пример не такой наглядный и не дает полного пред- ставления о том, как противопоставление создает единство образа. Более ярко и последовательно это проявляется в описании княжны Марьи Бол- конской. Толстой пишет: « Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым » [3, с. 89]. Но в сле- дующей главе приводится такое описание героини: « И сквозь слезы, ее лю- бовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лу- чистых глаз остановился на лице князя Андрея » [3, с. 98]. Некрасивость княжны противопоставлена ее « прекрасным глазам ». В этом примере уже нет противительного союза, так как описания не находятся рядом, однако антитеза проявляется очень отчетливо. Здесь то же противопоставление внутри образа, что и в примере с Наташей Ростовой. Это дает читателю возможность понять, что Наташа и Марья некрасивы внешне, как пишет Толстой, но в них есть своя, особая красота, о которой еще много будет сказано в дальнейшем повествовании. Помимо антитезы внутри образа часто встречается и противопостав- ление самих образов: детальная антитеза нескольких образов и противо- поставление понятий посредством образов. Детальная антитеза в этом слу- чае является рубежом между деталью и образом. Смысл ее состоит в том, что одна и та же деталь или черта проявляется в героях по-разному. В «Войне и мире» это излюбленный прием Л. Н. Толстого. Самые вырази- тельные делали, это, безусловно, глаза и улыбка: у Элен улыбка « вполне красивой женщины », « молодой, неизменной, самодовольной », у Веры « презрительная улыбка ». Улыбка у Пьера « не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=