МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

104 2. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т.– М.: Худож. лит., 1979. – Т. 2. 3. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. – М.; Л.: Гослитиздат, 1928–1959. 4. Ради мира на земле. Рассказы советских писателей о Великой Оте- чественной войне. – М.: Правда, 1990. Т. Делягина МБОУ ЦО «Гимназия № 11» города Тулы Научный руководитель – Н. М. Старцева ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Антитеза – одна из самых распространенных фигур речи, основанная на «сближении двух противоположных образов, понятий, мыслей» [1, с. 35]. Данная стилистическая фигура активно используется в текстах русской классической литературы, в том числе и в произведениях Л. Н. Толстого. Антитезу легко узнать по словам-антонимам (постоянным и контекстным), которые сразу дают читателю представление о том, что понятия или образы противоположны: низкий – высокий, умный – глупый, положительный – отрицательный. Но противопоставление понятий и образов не единствен- ная функция антитезы. Современный литературовед М. А. Петровский предлагает такую классификацию: 1) контрастирование понятий; 2) совокупность противопоставлений, выражающая единство; 3) оттенение (выделение) другого образа (главного; противопостав- ленный ему – служебный); 4) выражение альтернативы (или-или) (2). Две последние функции антитезы чаще всего реализуются в стихо- творных произведениях и являются частными случаями, тогда как первые входят в состав сложной системы, так как антитеза является не только фи- гурой речи, но и приемом, на котором могут строиться как стихотворные, так и прозаические произведения, даже масштабные по объему и сложные по замыслу, например «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Эти про- изведения вспоминаются первыми, потому что основной принцип их по- строения «по контрасту» отражен уже в названии. Война и мир – слова-антонимы. Это пример контрастирования поня- тий, т. е. антитезы, заключенной в значении слов. Примечательно, что на- звания произведений лишены контекста, следовательно, без знания текста человек судит о значении этого сочетания слов по первому впечатлению,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=