МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

103 в августе…» – судьба братьев Козельцовых, защищающих Севастополь и погибающих в день штурма. Мы становимся свидетелями внутреннего преодоления и духовного преображения Володи Козельцова. Его детская душа, охваченная страхом и стремлением преодолеть его, обращается к Богу. «Ежели нужно умереть, нужно, чтоб меня не было, сделай это, гос- поди» [2, с. 177]. И его «запуганная, ограниченная душа вдруг возмужала, просветлела…». Впервые к Богу обращена и авторская молитва о защит- никах отечества, вне зависимости от их статусов и рангов. Володя гибнет на своей земле и за свою родину, не предав ни себя, ни своих солдат. Можно ли назвать героев рассказа одухотворенными людьми? Безусловно. Рассказ А. Платонова, посвященный подвигу краснофлотцев, защи- щающих Севастополь от фашистских захватчиков уже в 1942 году, так и называется «Одухотворенные люди». Одухотворенность платоновских героев, восходящих к подвигу смерти, зиждется не на вере в Бога, но на вере друг в друга, на любви к родной земле, на убежденности, что их смерть – залог жизни мирного человечества. Смерть каждого из них – высшая точка их жизни. «Смерть победима, – во всяком случае, ей прихо- дится терпеть поражение несколько раз, прежде чем она победит один раз. Смерть победима, потому что живое существо, защищаясь, само становит- ся смертью для той враждебной силы, которая несет ему гибель. И это высшее мгновение жизни, когда оно соединяется со смертью, чтобы пре- одолеть ее, обычно не запоминается, хотя этот миг является чистой, одухо- творенной радостью» [4, с. 286]. Размышления Платонова о смерти как кульминации жизни сродни толстовским антиномиям. Если для Толстого война – это абсолютное зло, сумасшествие, разрушающее гармонию и кра- соту жизни, то для Платонова смерть на войне сродни символу жизни. Уг- лубляясь в психологию человека на войне, Толстой отмечает многообразие мотивов и побуждений героев перед лицом смерти. Низменное, тщеслав- ное, мелочное соседствует с высоким и жертвенным. Герои Платонова мо- нолитны, сильны и неколебимы в своем желании умереть за Родину. И эта монолитность не кажется надуманной. Эта монолитная цельность в вос- приятии людей обусловлена спецификой платоновского таланта, сформи- рованного советским временем с его абсолютным энтузиазмом и верой в несокрушимую силу созидающего новую, светлую жизнь человека. Од- нако есть безусловные точки пересечения между писателями. И тот и дру- гой пишут о патриотизме русского народа; и тот и другой изображают братское единение перед лицом вражеской силы, перед лицом смерти. Оба писателя понимают ту «высокую побудительную причину», заставляющую русских солдат идти на смерть – любовь к Родине. Литература 1. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. – М.; Л.: Наука, 1966.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=