МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

1) с 2 до 12 лег - период сна разума, физического развития личности; 2) 12-15 лет - период, когда можно реализовать систематическое ум­ ственное воспитание; 3) 15-18 лет - период «бурь и страстей»: период полового развития, становления нравственности у мальчика. Таким образом, идеальное воспитание по теории Ж.-Ж. Руссо - это помощь в развитии дарованных природой человеку черт, формирование «естественного человека», поэтому вся система решения этой задачи носит название системы естественного воспитания. Толстой, во многом совпадающий с Руссо и тоже отрицающий куль­ туру, идет, однако, дальше Руссо и дает более глубокое обоснование свобод­ ного воспитания. Если Руссо провозглашает лозунги свободы и природы, то лозунгами Толстого являются свобода и жизнь. Толстой прекрасно понимает искусственный характер природы Руссо. Будучи существенно реалистом, он не ограничивается писанием педагогического романа, а стремится прство- рить в жизнь свои педагогические воззрения. Прежде чем написать свои ис­ торические романы, Толстой подробно и основательно изучает источники о быте и нравах описываемой им эпохи. Прежде чем приступить к осуществ­ лению задуманных им педагогических планов, он подробно знакомится с тео­ рией и практикой воспитания как в России, так и за границей. Благодаря своим наблюдениям, Леп Николаевич обнаруживает, что не благодаря школе, а вопреки ей получает свое образование народ. Если школа хочет действительно стать фактором образования, она должна слиться с жизнью, а не изолировать от нее. Иронически отзывается Тол­ стой о педагогах, строящих в деревнях показательные школы по последне­ му слову педагогической техники. Такие школы уводят от обыденной жиз­ ненной обстановки, они изолируют от жизни и тем самым подрывают свое образовательное значение. Толстой считал, что образование начинается не с началом обучения, ас началом жизни: образование есть задание всей жизни человека, оно кончается лишь с его смертью. Свобода не в природе, а в жизни. Этим отличается свободное образование Толстого от идеала свободного вос­ питания Руссо. Л. Н. Толстой различает понятия «образование» и «воспитание». Он считает: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имею­ щее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а друго­ го - сообщать уже приобретенные им. Различие воспитания и образования только в насилии. Воспитание есть образование насильственное. Образо­ вание свободно». Яснополянская школа и была попыткой осуществить на деле идею та­ кого свободного, вытекающего из жизни и служащего жизни образования. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=