МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Факультет истории и права, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель - С. А. Воронина ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТАХ Л. Н. ТОЛСТОГО И Ж.-Ж. РУССО Свободное воспитание - направление в педагогической теории и прак­ тике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естест­ венно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущие принципы свободного воспитания: 1) вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убеж­ денностью в том, что любое внешнее (даже благотворное) влияние на твор­ ческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; 2) сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное разви­ тие личности; 3) стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образо­ вательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; 4) трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающе­ гося в соответствии с детской природой; 5) понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитан­ ников, организующего образовательно-воспитательную среду для свобод­ ного проявления детьми их творческих возможностей; 6) организация жизни школьного сообщества на основах самоуп­ равления. Основы теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо изложены в его педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании», написанном в 1762 го­ ду. Несмотря на то, что замысел романа идеалистичен, на принципы вос­ питания стоит обратить внимание. Ж.-Ж. Руссо рассматривает три фактора формирования личности: природа (биологический фактор, тот наследст­ венный фонд, с которым человек появляется в жизнь), вещи (вся окру­ жающая действительность, среда, которая окружает ребенка) и люди (це­ ленаправленное действующее воспитание ребенка людьми). Причем как положительный фактор Руссо оценивает лишь природу, считая, что ребе­ нок уже родится с такими качествами, как любознательность, внутренняя свобода, доброта, прямодушие, деятельность. Окружающую среду и людей он относит к отрицательным факторам, порождающим насилие, неспра­ ведливость, проблему богатства и нищеты. Руссо делит развитие ребенка на три периода: Е . А . Д е м и д о в а 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=