МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

рсчий жизни, жажда нравственного совершенствования. Эта повесть для Толстого - первый повод к исследованию «естественного человека», чуж­ дого сословным привилегиям. В своей статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой утверждал, что детские ра­ боты более искренние, честные, откровенные, в них нет фальши и лицеме­ рия взрослого мира. Подчеркивая, что взрослые должны учиться у детей, Толстой давал образец толерантного отношения к различным взглядам, идеям, позициям. Толстой принимал мнение детей без снисхождения, без брезгливости или равнодушия, принимал как равное мнению взрослого че­ ловека. В детских работах педагог-демократ стремился увидеть «искусство красоты выражения жизни в слове и увлекательность этого искусства» [2, с. 7]. Сравнивая свою работу с работами детей, Толстой подчеркивал, что «она фальшива, искусственна и написана плохим языком». Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необхо­ димость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции лич­ ность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принци­ пов, в частности, принцип сознательности и активности обучения; прин­ цип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности Обучение, как справедливо утверждал Толстой,- многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - про­ цесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и твор­ ческого мышления у учащихся: «Если ученик в школе не научился сам ни­ чего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо об­ наруживается недовольством при срисовывании с образцов» [2, с. 371]. Толерантность Толстого базируется на его понимании, что все люди раз­ ные и необходимо учитывать различия между людьми: «...одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому - глаз художника, а кому-то даро­ вала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...». Тяготение к народной теме, широкому эпосу вызревало у Толстого уже в повести «Казаки». На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальшь светского общества и отрекается от лжи, в какой жил прежде. Критерием правды со­ циального поведения для автора становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=