МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

раз жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других ин­ дивидов [1, с. 5]. В психологии принято выделять три основных вида толерантности: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. Когнитивная толерантность связана с пониманием множественности взглядов, позиций, идей различных индивидов. Она проявляется в ситуа­ циях полемики, дискуссий, диспутов. Толерантность означает еще и такое важное качество, как способность человека когнитивный конфликт не пе­ реводить в конфликт межличностный. Эмоциональная толерантность реализуется, прежде всего, в такой важной для учителя способности, как эмпатия. Педагогическая эмпатия безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна. Эмпатия позволяет компенсировать или хотя бы смягчить возможные разногласия между со­ беседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в противостояние и нетерпимость. Эмоциональный кон­ такт между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения, снижает напряженность, конфронтацию и соперничество. К поведенческой толерантности относятся: - способность учителя к толерантному высказыванию, к корректному отстаиванию собственной точки зрения (применение такой техники как «Я-высказывания»); - готовность к толерантному отношению относительно высказываний других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование); - умение договариваться, согласовывать позиции, достигать комп­ ромисса. Педагогические и художественные произведения Толстого обладают значительным потенциалом для развития толерантности будущих педагогов. Основой творчества Л. Н. Толстого было скрупулёзное самоизученис, бережное отношение к тайным движениям человеческой души, особая строгость в соблюдении предписываемых себе правил морали. Толстой проявлял себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные законы, по каким движется сознание. Также в его творчестве проявлялось тяготение к народной теме, широкому эпосу. Критерием правды социального поведения для Толстого становится природа и созна­ ние человека, близкого природе, почти сливающегося с ней. Л. Н. Толстой в своем творчестве опирался на толерантность как на основу взаимоотношений между людьми. И это отразилось на его творче­ стве. Например, герой повести «Детство», Николенька Иртеньев, учится преследовать всякую тень фальши, неискренности в чувстве (своем и чу­ жом). В следующих повестях трилогии нарастают недовольство героя са­ мим собой, рефлексия и самоанализ, смутное ощущение осгрых противо- 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=