МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Трактовка образа Анны Карениной в литературоведении чаще всего определяется тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману «Мне отмщение, и аз воздам» [4, с. 1]. Приведем примеры различного его толко­ вания литературными критиками. Так М. Громека выдвигает версию христианского обвинения главной героини: нельзя строить свое счастье на несчастье других людей. По его мнению, Анна забыла Бога и умерла. Так же, как и М. Громека, понял эпи­ граф и содержание романа А. В. Луначарский «Ты так живи, чтобы никому не сотворить страданий. Если тебе самому нельзя добиться счастья иначе, как отдавив кому-то лапу,- откажись от своего счастья» [3, с. 45]. Критик В. Вересаев в работе «Живая жизнь» выдвигает свой вариант осуждения Анны: «Анна изменила мужу, бросила сына, сделалась потерянной жен­ щиной» [3, с. 57]. Достойный выход для Анны Карениной был один: при­ нять прощение мужа, задавить в себе отвращение к нему и возвратиться в прежнюю ложь, мрак и узаконенный позор. Но Анна этого нс делает, вследствие чего и гибнет. Но, по мнению В. Вересаева, люди не должны бросать в нее камни, так как «высший нравственный закон» [3, с. 67] и без того карает ее жестоко. Б. М. Эйхенбаум трактует страсть Анны как сти­ хийную силу, как поединок, в котором главная героиня погибает. Отдельно необходимо сказать о современной мысли в литературной критике. В большинстве оценок образа Анны Карениной преобладает тради­ ционный народно-нравственный подход. Например, в работах В. Е. Ветлов- ской и А. Г. Гродецкой прослеживается зависимость внутреннего содержа­ ния образа главной героини от евангельских и агиографических мотивов, сюжетов и нравственных оценок. Современный русский критик А. В. Гулин говорит в своей статье о страсти, которая овладела Анной и заставила пойти на жертвы. Она не принесла желанного спасения и подтолкнула героиню к пропасти. «Супружеская измена - всегда преступление»,— утверждает А. В. Гулин [5, с. 2]. Чувства, которые захватили Анну и Вронского, были преступными по своей сущности. Клеймо греховности тяготело над любов­ никами. «Страсть не имеет другой цели, как получение собственного удов­ летворения» [5, с. 2]. Это чувство с самого начала было эгоистичным. «На страницах “Анны Карениной” дьявол - не языковая фигура, не метафора, а довольно реальная сила, которая борется с Богом за живую человеческую душу». «Пожалуй, не только у Толстого, но и во всей мировой литературе невозможно найти ничего подобного этой картине крайней бесовской одер­ жимости» [5, с. 3]. Вместе с тем А. Гулин называет Анну Каренину нс только изменницей божьим законам, но и жертвой некого морального хаоса, кото­ рым был охвачен мир вокруг нее. Сохранить себя, удержаться на праведном пути было нелегко. Таким моральным примером, по мнению критика, в ро­ мане выступает Долли, которая терпеливо и с любовью несла свой крес т. Следовательно, единой точки зрения на образ главной героини романа нет, и на вопрос «Виновата ли Анна Каренина?» каждый ответит самостоя- 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=