МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

ведет себя постыдно, но уже не может изменить тон своих слов [2, с. 111]. Данное психологическое явление называется рефлексией и глубоко рас­ смотрено в работе В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева «Психология челове­ ка» [3]. Авторы книги не только дают ему определение, но и раскрывают виды рефлексии. Высшим уровнем развития рефлексии считается транс- цендирующая, которая по сути есть «расширяющееся сознание», принци­ пиально не приуроченное к своим явлениями и нс редуцируемое к ним. Такая рефлексия, на мой взгляд, свойственна Андрею Болконскому, исте­ кающему кровью на Праценской горе с древком в руке. Здесь князь Анд­ рей, почти в бреду, переживает минуты, которые во многом изменят его жизнь, определят все его будущее. Одно он понял под высоким и добрым небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Здесь читатель видит, насколько изменилось его сознание, на­ сколько преобразовался мир для князя Андрея [2, с. 84]. Еще несколько не менее важных функций внутренних монологов и диалогов - это идентификация и эмпатия. Яркий пример идентифика­ ции - это подражание Пети Ростова Василию Дмитриевичу Денисову. Петруша старался все делать не только по указанию командования. Моло­ дой Ростов пытался показать, что он достоин участвовать в сражениях, ез­ дить рядом с ним. Денисов был кумиром молодого Ростова. Для Денисова же Петя был маленьким мальчиком, и именно из-за его смерти Денисов по­ нял, что с каждым убитым уходит целый мир - и уходит безвозвратно, на­ всегда [2, с. 230]. Денисов переживал за этого несмышленого мальчика, ду­ маю, даже не меньше, чем старый князь Ростов. Это является примером эм­ патии как осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоя­ нию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения это­ го переживания. Изменение содержания во внутренних диалогах соответствует изме­ нению настроения героя, его плана жизни. Таким образом, глубину характеров мы можем понять не только из анализа поступков героев, но и из внутренних монологов. Еще раз на при­ мере романа-эпопеи «Война и мир» мы убеждаемся, что духовная красота героев у Толстого проявляется в непрерывном борении мыслей и чувств, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Литература 1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк- М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. 2. Долинина, Н. Г. По страницам «Войны и мира» / Н. Г. Долинина- Изд. 3-е —Л.: Дет. лит., 1989. 3. Слободчиков, В. И. Психология человека: Учеб, пособие для ву­ зов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=