МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
ведет себя постыдно, но уже не может изменить тон своих слов [2, с. 111]. Данное психологическое явление называется рефлексией и глубоко рас смотрено в работе В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева «Психология челове ка» [3]. Авторы книги не только дают ему определение, но и раскрывают виды рефлексии. Высшим уровнем развития рефлексии считается транс- цендирующая, которая по сути есть «расширяющееся сознание», принци пиально не приуроченное к своим явлениями и нс редуцируемое к ним. Такая рефлексия, на мой взгляд, свойственна Андрею Болконскому, исте кающему кровью на Праценской горе с древком в руке. Здесь князь Анд рей, почти в бреду, переживает минуты, которые во многом изменят его жизнь, определят все его будущее. Одно он понял под высоким и добрым небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Здесь читатель видит, насколько изменилось его сознание, на сколько преобразовался мир для князя Андрея [2, с. 84]. Еще несколько не менее важных функций внутренних монологов и диалогов - это идентификация и эмпатия. Яркий пример идентифика ции - это подражание Пети Ростова Василию Дмитриевичу Денисову. Петруша старался все делать не только по указанию командования. Моло дой Ростов пытался показать, что он достоин участвовать в сражениях, ез дить рядом с ним. Денисов был кумиром молодого Ростова. Для Денисова же Петя был маленьким мальчиком, и именно из-за его смерти Денисов по нял, что с каждым убитым уходит целый мир - и уходит безвозвратно, на всегда [2, с. 230]. Денисов переживал за этого несмышленого мальчика, ду маю, даже не меньше, чем старый князь Ростов. Это является примером эм патии как осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоя нию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения это го переживания. Изменение содержания во внутренних диалогах соответствует изме нению настроения героя, его плана жизни. Таким образом, глубину характеров мы можем понять не только из анализа поступков героев, но и из внутренних монологов. Еще раз на при мере романа-эпопеи «Война и мир» мы убеждаемся, что духовная красота героев у Толстого проявляется в непрерывном борении мыслей и чувств, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Литература 1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк- М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. 2. Долинина, Н. Г. По страницам «Войны и мира» / Н. Г. Долинина- Изд. 3-е —Л.: Дет. лит., 1989. 3. Слободчиков, В. И. Психология человека: Учеб, пособие для ву зов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=