МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Н. Д. Пазухнна Факультет истории и права, 1курс (очная форма обучения) Научный руководитель -Е.Д .Геришан ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИ ГЕРОЕВ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Многогранность романа «Война и мир» позволяет показать большое количество эмоциональных переживаний с разных точек зрения. Наш ве­ ликий земляк Лев Николаевич Толстой непревзойденно анализировал че­ ловеческие души. Большое внимание в романе-эпопее уделяется описанию внутренних диалогов и монологов героев. Часто они обращены к мучи тельным раздумьям персонажа, носят сложный противоречивый характер. Н. Г. Чернышевский отмечал основные принципы мастерства Толстого. «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни мысли и чувства развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувства, непосредственно возникающие из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых во^ ображением, переходят в другие чувства, снова возвращаются к прежней исходной точке и опять странствуют, изменяясь, по всей цепи воспоми наций...» [2]. На мой взгляд, внутренние монологи выполняю! ряд определенных функций: первая из них - это внутренние переживания различных эмоции. 'Гак, Андрей Болконский на следующий день после первого танца с ата шей приезжает к ним домой, слушает ее пение и чувствует «...неожидан но, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой... Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно, риехав до мой, он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать...». Но вся его жизнь уже представлялась ему в новом свете. Пьеру он говорит: «Никогда не испытывал ничего подобного... не жил прежде. без нее...» [2, с. 127J. В князе Ан- Теперь только я живу, но я не могу жить •wm,UD IWJIDIWJ Л /ГЧГ1DT IIV .——-у дрее мы видим зарождение нового этапа его жизни, новую то ^о ’ настроения и переживания. В психологии функция внутре п ний различных эмоций рассмотрена в работе Ф. - асилюка « переживания» П, с. 18]. , „ Вторая функция внутренних монологов - анализ собственных дейст­ вий, поступков; осознание человеком того, как он воспринимается партне ром [3, с. 148] так, например, Николай Ростов, проиграв сорок три тысячи рублей в карты, говорит отцу, что такое бывает с каждым и это не страш но. Но его внутренние монологи показывают нам, что он не только пыта­ ется оправдать себя, но и чувствует свою вину перед отцом, понимает, что 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=