МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Л. А. Белова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель - С. Г. Г'ладнева ОТРАЖЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Обучение в современных условиях предполагает отказ от преиму щественно репродуктивных методик и применение методик творческой деятельности. Ученики уже не являются пассивными слушателями на уро ке. Они наблюдают, анализируют, группируют, сопоставляют, проводят аналогии, ждут новых форм общения в коллективно-распределительной деятельности, где могла бы проявиться их самостоятельность. Работа на уроках направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их при менение в практической деятельности. Признание активной роли учащегося в учебной деятельности приво дит к изменению представлений о содержании коммуникативного взаимо действия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рас сматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества - совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все это прида ет особую актуальность задаче формирования в начальной школе комму никативных универсальных учебных действий. Умения коммуникативного взаимодействия - это действия, направ ленные на учет позиции и мнений одноклассников, учителя в совместной деятельности. К умениям коммуникативного взаимодействия А. Г. Асмолов, Н. В. Бу ренкова относят следующие: умение формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказыва ния; строить монологическое высказывание; вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника [2, с. 96; 1, с. 119]. Формирование умений коммуникативного взаимодействия осуществ ляется при изучении всех учебных предметов на любом из этапов школь ного обучения. Остановимся на особенностях формирования у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литера турного чтения. Работа над литературным произведением предполагает целенап равленное формирование мнения учащихся на основе опыта эмпатии и со переживания. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=