МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

В школе сложная структура управления: гимназические, эксперимен­ тальные, базовые классы и классы повышенного внимания. Цель экспери­ мента - воспитать гражданина, дать ему полное и всестороннее образова­ ние. «Главное средство для приобретения знания,- писал Л. Н. Толстой в 1882 году,- есть непосредственное отношение к явлениям жизни» [1]. Над этим и работает сейчас коллектив школы, на основе концепгуальных положений выявляя приоритетные качества личности ученика начальной школы. Эксперимент продолжается. Очень интересен педагогический опыт работы средней общеобразова­ тельной школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа является экспе­ риментальной площадкой ТО ИРО, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию «Школа индивидуального выбора», разработанную лабораторией «Хорошая школа» под руководством прорек­ тора по научно-методической и исследовательской работе кандидата педа­ гогических наук О. В. Заславской. Данная школа представляет собой яркий пример воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого. Модель школы - это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николае­ вича, а именно - построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала. Этой школе привычным стало понятие «ЗИВ». Эго занятия индивиду­ ального выбора, реальное воплощение личностного компонента. ЗИВы по­ являются по запросам детей. Учителя предлагают на «школьный рынок» различную тематику занятий. По запросам детей рождаются такие ЗИВы, как «Прикладная экономика», «Сочинения разных жанров», «Эстрадный балет», «Ремонт помещений и мебели», «Нестандартная математика», «Клуб путешествий». Всего ЗИВов около 50. Таким образом, реализуется право ребенка на образование. Не диктат учителя, администрации, а лич­ ное волеизъявление, самоопределение становится решающим. ЗИВы отличаются от факультативов тем, что это обязательная часть учебной нагрузки и учебного плана. Результаты влияют на итоговую атте­ стацию ученика, что отвечает требованиям современной ситуации: одна из задач образования - человек должен уметь сам постоянно совершать вы­ бор. Но это и не традиционный урок, так как ученик совместно с учителем выбирает содержание образования, форму, темп обучения, работает в раз­ новозрастной группе. Каждый ученик имеет право выбрать любое коли­ чество ЗИВов. В заключение можно сделать вывод, что Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка, определил «новые пути» педагогических иска­ ний, призывая видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лег спустя после смерти великого педа­ гога, можно сказать, что Л. Н. Толстой «предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости, и поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно» [4]. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=