МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
В школе сложная структура управления: гимназические, эксперимен тальные, базовые классы и классы повышенного внимания. Цель экспери мента - воспитать гражданина, дать ему полное и всестороннее образова ние. «Главное средство для приобретения знания,- писал Л. Н. Толстой в 1882 году,- есть непосредственное отношение к явлениям жизни» [1]. Над этим и работает сейчас коллектив школы, на основе концепгуальных положений выявляя приоритетные качества личности ученика начальной школы. Эксперимент продолжается. Очень интересен педагогический опыт работы средней общеобразова тельной школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа является экспе риментальной площадкой ТО ИРО, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию «Школа индивидуального выбора», разработанную лабораторией «Хорошая школа» под руководством прорек тора по научно-методической и исследовательской работе кандидата педа гогических наук О. В. Заславской. Данная школа представляет собой яркий пример воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого. Модель школы - это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николае вича, а именно - построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала. Этой школе привычным стало понятие «ЗИВ». Эго занятия индивиду ального выбора, реальное воплощение личностного компонента. ЗИВы по являются по запросам детей. Учителя предлагают на «школьный рынок» различную тематику занятий. По запросам детей рождаются такие ЗИВы, как «Прикладная экономика», «Сочинения разных жанров», «Эстрадный балет», «Ремонт помещений и мебели», «Нестандартная математика», «Клуб путешествий». Всего ЗИВов около 50. Таким образом, реализуется право ребенка на образование. Не диктат учителя, администрации, а лич ное волеизъявление, самоопределение становится решающим. ЗИВы отличаются от факультативов тем, что это обязательная часть учебной нагрузки и учебного плана. Результаты влияют на итоговую атте стацию ученика, что отвечает требованиям современной ситуации: одна из задач образования - человек должен уметь сам постоянно совершать вы бор. Но это и не традиционный урок, так как ученик совместно с учителем выбирает содержание образования, форму, темп обучения, работает в раз новозрастной группе. Каждый ученик имеет право выбрать любое коли чество ЗИВов. В заключение можно сделать вывод, что Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка, определил «новые пути» педагогических иска ний, призывая видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лег спустя после смерти великого педа гога, можно сказать, что Л. Н. Толстой «предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости, и поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно» [4]. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=