МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

«Школа Л. Н. Толстого» - это школа социального партнерства, в ко­ торой ребенок в зависимости от его способностей и возможностей ощуща­ ет, осознает необходимость своего существования. Способности даны ка­ ждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонно­ стью к математике, третьему дала руку мастера, четвертому - глаз худож­ ника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям. В этой школе ставится задача: достичь такого уровня общения в среде детского коллектива, между детьми и взрослыми, когда ценность и само­ ценность личности каждого человека будет воспринята с уважением при поддержке его достоинства [2, с. 20]. Задача школы - найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за свою судьбу, судьбу рядом живущих людей и человечества [2, с. 25]. Деятельность учителя и ученика основана на принципах этики ненасилия, любви ко всему живому, на движении чувств, мыслей, поступ­ ков ребенка от «Я» к окружающим людям и миру с целью не причи­ нять вреда другому. Через совершенствование духовных, волевых, телесных начал проис­ ходит формирование активной гуманистической позиции, когда ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разу­ ма и чувства, стремится перейти от знания к самопознанию, от развития к саморазвитию [2, с. 29]. Деятельность учителя реализуется через методы, формы, которые на­ целены как на развитие отдельных позитивных качеств, смыслообразую­ щих ценностей и отношений ребенка, так и на его целостное развитие и са­ моразвитие [2, с. 31]. В школе Толстого изучаются и сейчас следующие дисциплины: чте­ ние по «Азбуке» Л. Н. Толстого (1 кл.), «Круг чтения» (2-4 кл.), «Чаша жизни» (5-6 кл.), «Познан себя» (7-8 кл.) [2, с. 35]. Г1о «Азбуке» Л. Н. Толстого дети учатся в 1 классе. В этой книге дан материал, занимательный для детей, доступный их пониманию; написана книга просто, немногословно. В книге для начальной школы даются ма­ териалы из жизни родины, которые легко запоминаются и производят на детей сильное впечатление. Рассказы, написанные Толстым для «Азбу­ ки», богаты и разнообразны по содержанию; они являются ценным вкла­ дом в литературу для детей. Изучение книги «Круг чтения» направлено не на количество знаний, а на качество. Тем более что достоверно известно: незадолго до смерти пи­ сателя «Круг чтения» был для него главным чтением. Уроки по книгам «Чаша жизни» и «Познай себя» практически не от­ личаются друг от друга. На уроках по книге «Чаша жизни» учащиеся изу­ чают, как живет и развивается человек, познают самих себя, изучают осо- 143

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=