МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

О. С. Лазарева Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель - Г. В. Антонова ШКОЛА Л. Н. ТОЛСТОГО КАК МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА По мнению Льва Николаевича Толстого, человек - это частица мира. Именно человек отражает в себе его сложность и многомерность, но, в от­ личие от природы, он - существо духовное, а потому способное не только разобраться в окружающем, но и благодаря разуму и культуре чувства пе­ рестроить свои отношения с действительностью на основе любви ко всему, что представляется ему истинной жизнью [1, с. 40-41]. Из данного понимания человека возникает проблема создания такой педагогической системы, которая раскрывала бы гуманистическую приро­ ду человека в процессе ее духовного и физического становления и развития. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гим­ назия № 3» г. Тулы является федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РФ и структурным подразделением Инновационного центра повышения квалификации работников образова­ ния Министерства образования и науки РФ при Научно-исследовательской лаборатории «Школа Л. Н. Толстого» на базе ИПК и ППРО Тульской об­ ласти по реализации педагогического проекта «Школа Л. Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа». Основой для создания школы послужили следующие педагогические и общегуманистические идеи Толстого: - взгляд на ребенка на гармоническое и целостное существо. Ребе­ нок - цель, а не средство образовательного процесса; - школа обеспечивает условия для проявления и развития у ребенка его положительной сущности; - свобода и выбор деятельности обучаемого и обучающего; - опыт как один из методов образования и воспитания. Признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент; - формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям. Самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия; - недопустимость сдерживания общего развития ученика; - целесообразность и доступность добываемых знаний; - непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие; -ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, нравственный идеал, единство рационального, эмоционального и волевого начал [2, с. 14]. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=