МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

В дальнейшем, представив себе, как сложно будет найти художника, а также учитывая трудности в воспроизведении рисунков, Л. Н. Толстой вынужден был отказаться от первоначального замысла. В конечном итоге в книге вместо сюжетных эпизодов остались одни изображения предметов к алфавиту, сделанные простейшими средствами линейног о рисунка. Педагогическая общественность с нетерпением ждала появления «Аз­ буки». Однако первые рецензенты, отмечая выдающиеся достоинства рас­ сказов для детей, осуждали методику обучения грамоте, предложенную Л. Н. Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудачно. Министерство народного просвещения рекомендовать «Азбуку» Л. Н. Толс­ того для школ отказалось. Неудача, постигшая «Азбуку», побудила Л. Н. Толстого написать за­ ново краткое и доступное для детей пособие, по которому они могли бы научиться грамоте. «Новая азбука» вышла в свет в мае 1875 года и значи­ тельно отличалась от прежнего пособия. «Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Минис­ терством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных за­ ведений, где обучение начинается с азбуки» [2]. «Азбука» Льва Толстого продолжает быть востребованной и сегодня. Так, например, первоклассники, обучающиеся в образовательных уч­ реждениях, работающих по системе «Школа Л. Н. Толстого», учатся чи­ тать и понимать мир по этому учебнику. Издание, носящее название «Л. Н. Толстой. Азбука», составлено из обоих учебников. За основу взята «Новая азбука» как наиболее удачный и признанный в России учебник, и в ее текст добавлено несколько глав из большой «Азбуки», представляющих собой ценный материал по речевому развитию детей. У «Азбуки» имеется и практический опыт, ее используют в качестве учебника для первого класса во многих общеобразовательных учреждениях: МБОУ «Гимназия № 3 г. Тулы», Яснополянская гимназия №2 имени Л. Н. Толстого, Иншинская средняя общеобразовательная шко­ ла имени Л. Н. Толстого. Опыт использования «Азбуки» демонстрирует замечательные результаты в речевом развитии учащихся и доказывает, что она ничуть не устарела, хотя ее возможности не до конца раскрыты [1]. Можно выделить параметры, отличающие «Азбуку» от существую­ щих книг для первоначального обучения чтению [5]: - обилие речевого материала (с первого урока в активное использова­ ние вводится порядка 100 слов); - наличие слоговых таблиц, позволяющих сформировать у ребенка правильное произношение слов, что особенно важно и ценно для работы логопедов; - короткое слово легко прочитывается ребенком целиком, не требуя деления на слоги; 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=