МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Е. И. Волощук Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, 1 курс (очная форма обучения) Научный руководитель - Г. В. Антонова «АЗБУКА» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ИДЕАЛЬНЫЙ «НАРОДНЫЙ» УЧЕБНИК Вот уже более века не только в России, но и во многих странах и на разных континентах дети, начиная познавать грамоту по буквам и первым книгам для чтения, обязательно встречают написанные Л. Н. Толстым рас­ сказы из его знаменитой «Азбуки». Вышла она в 1872 году. Ее задачей было дать ребенку, перешагнувшему порог школы, азы важных знаний о природе, человеке и обществе, вооружив его умением читать, писать, считать [4]. В целом «Азбука» представляла собой комплект учебных пособий для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике. Она включала в себя четыре довольно объемные книги. В первую входили собственно азбука, тексты для первоначального чтения, славянские тексты, материалы для обучения счету. Последующие книги фак­ тически являлись книгами для ч тения, куда входили художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, при­ водились тексты для заучивания и материалы по арифметике. В каждой из книг имелись тексты для изучения церковно-славянского языка, содержание материалов усложнялось в соответствии с возрастом учащихся. Можно сказать, что это была своеобразная энциклопедия зна­ ний для первоначального этапа обучения [4]. В конце книг давались ценные методические указания для учителя, которые раскрывали методическую концепцию начального обучения род­ ному языку и арифметике Л. Н. Толстого. Многие рассказы, которые входили в «Азбуку», имели проблем­ ный характер, содержание научных понятий связывалось со знакомыми детям явлениями. Л. Н. Толстой в своих рассказах избрал своеобразную форму воздействия на чувства детей: плачущие, страдающие расте­ ния, разговаривающие животные. Создавая свою знаменитую «Азбуку», Л. Н. Толстой следовал заповедям: ясность, занимательность, нравствен­ ность и простота [5]. В записных книжках писателя, во всем его обширном подготовитель­ ном материале для «Азбуки» встречается много зарисовок, бесспорно сви­ детельствующих, что книга была задумана с большим числом рисунков. Каждую букву «Азбуки» Л. Н. Толстой сопроводил живым рисунком, на котором были изображены звери или предметы, знакомые ребенку. На­ пример, к букве Г автор нарисовал девочек, нашедших грибы, к букве Д - человека, рубящего дерево, к букве 3 - зайца, удирающего от собаки... [5]. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=