МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
ненасилия». Цель школы, по Л. Н. Толстому,- это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе,- указывал он,—не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» [2]. Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося. Л. Н. Толстой сгарался раскрыть закономерности образовательно воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, а терпе ливыми и упорными повсеместными опытами» [2]. Единственным крите рием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная зада ча толстовской школы. Цель воспитания должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей [1]. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию, он по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Лев Николаевич глубже и всестороннее, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, по нял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желании, ин терссов и устремлений [1]. Помещая в центр своей педагогической кон цепции «личность ребенка», он выстраивает вокруг нее систему дидакти ческих принципов: 1) принцип сознательности и активности обучения, 2) принцип связи обучения с жизнью; 3) принцип доступности усвоения знаний; 4) принцип прочности усвоения знаний; 5) принцип природосообразности. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом 1 олстой уоедился, что тра диционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадек ватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи с чем актив ность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу. Исходя из этого, Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую дея тельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосфе ру на уроке. К основным методам и приемам обучения, разработанным Л. Н. Толстым, можно отнести- 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=