МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Опираясь на классификацию нравственных ценностей, ученые разде лили рассказы разделов «Азбуки» Л. Н. Толстого на темы: 1) чувство справедливости, долга («Волк съел овцу...», «Лев и мышь», «Лошадь и конюх», «Ученый сын», «Пожарные собаки»); 2) совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки («Была од на сильная, злая собака...», «Лгун», «Осел и лошадь», «Галка и голуби», «Собака, петух и лисица», «Стрекоза и муравьи», «Волк и старуха»); 3) непротивление злу насилием («Камень» и др.); 4) противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением («Внизу жил бедный сапожник...», «Мать отдава ла дочь замуж...», «Два человека на улице», «Овцы ходили под лесом...», «Хозяин хотел вывести в своем огороде репейники...», «Черепаха и орел», «Голова и хвост змеи», «Хорек», «Тонкие нитки», «Обезьяна», «Дележ на следства», «Курица и золотые яйца», «Слепой и глухой»); 5) вера - любовь - добро - благо - красота («Как к бедному мужи ку в дом пришел жалкий нищий», «Муравей и голубка», «Подкидыш», «Липунюшка»); 6) научно-популярные рассказы: исторические («Ермак», «Основание Рима»), географические («Колумб») и естественнонаучные темы («Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?», «Тепло I» (II, III), «Газы») [2]; [3]. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о за датках нравственных качеств человека. Писатель не сомневается в том, что от самих людей зависит следова ние своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внутренний голос диктует как нравственный долг. Стоит употребить усилия, и может быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы человека, каким является для Л. Н. Толстого самопожертвование. Л. Н. Толстой писал своей жене: «...я думаю, что первое условие хо рошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользует ся, не спадет.готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей... Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравст венного воспитания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и равны между собой». В процессе восприятия рассказов из «Азбуки» ребенок имел возмож ность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в мире, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. В своей «Азбуке» Л. Н. Толстой последовательно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравст венному идеалу, который всегда связывается с торжеством добра, спра ведливости, дружбы, взаимопомощи, долга и т. п. Утверждение этих начал осуществляется им как через показ положительных примеров, так 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=