МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

А. Н. Лебедева Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель - //. И. Ешкина ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В «АЗБУКЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО «Азбука» |рафа Л. Н. Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора. А между тем многим казалось, что начальное обучение - дело, недостойное таланта великого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Однако Л. Н. Толстой был убежден, что с пер­ вой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духов­ ные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это ее приоритетная задача, более важная, чем сооб­ щить некую сумму знаний. Вот ее решать и стремился Л. II. Толстой своей «Азбукой». 13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание «Азбуки» Л. Н. Толс­ того [2]. В «Азбуке» Л. Н. Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, бы­ ли, очерки, басни и другие произведения. «Азбука» является разработкой духовно-нравственного учения Л. Н. Толстого о человеке, воспитательный потенциал которого был совер­ шенно не востребован в педагогике. Однако именно его при изучении ли­ тературы ставил во главу угла Л. Н. Толстой. Он писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны. Их на­ зидательность естественно вытекает из самого повествования. Смысл расска­ зов в том, что при их чтении у детей складывается нравственная самооценка. Переживание ситуаций, но мнению Л. Н. Толстого, дает возможность закреп­ ления правильной самооценки, не приведет к безнравственным поступкам. С точки зрения Л. Н. Толстого, духовно-нравственное развитие опи­ рается на развитие культуры чувств человека, что формирует духовный стержень личности [2]. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=