МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Таким образом, обобщая мысли Л. Н. Толстого, взятые нами из его записей, роль воспитателя в педагогическом процессе можно свести к идее о ненавязчивом сопровождении ребенка на пути его самообразования и самосовершенствования. Помощь в развитии самостоятельности и твор ческой активности - вот основные направления, по которым должна стро иться воспитательная и образовательная работа с ребенком. Так, первый тезис («Педагогический процесс (в том случае, если ои организован правильно) предполагает непрерывное совершенствование себя ради совершенствования ученика. Самосовершенствование - важ нейшая задача воспитателя») был сделан нами на основе прочтения статьи «Мысли о воспитании» (1902). Вот что пишет Л. Н. Толстой: «...все вос питание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигать ся, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны» [3, с. 451]. Это соотносится с одним из наиболее действенных методов воспитания по классификации, в свое время предложенной Юрием Константиновичем Бабанским,- при мером. Если педагог (воспитатель) сам соответствует тем убеждениям, принципам, которые он пытается воспитать в ребенке, если ребенок видит, что слова учителя подкрепляются его собственным образом жизни - он им поверит и, скорее всего, будет стараться им следовать. Главное для воспи тателя в этом случае - оценивать свои поступки, работать над своими не достатками, слабыми сторонами. Очень значимыми, на наш взгляд, явля ются слова Л. Н. Толстого: «Я убедился, что есть тайны души, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания» [4, с. 141]. Второй тезис («Учитель (воспитатель) в педагогическом процессе иг рает второстепенную роль. Ребенок - это не объект, а субъект педагогиче ского процесса, во многом определяющий его ход») находит свое подтвер ждение в следующих словах Л. Н. Толстого: «Учить и воспитывать ребенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребенок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нем сильнее, чем во мне. Ему от меня нужен только матери ал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне...» [2, с. 288]. «Дело учителя только предлагать выбор всех известных и неизвест ных способов, которые могут облегчить ученика в деле учения» [4, с. 156]. Сознание ребенка, по мысли Толстого, не затуманено правилами и навя занным мнением о том, что правильно, а что нет. Поэтому роль воспитате ля (учителя) - это не привитие добрых, положительных качеств ребенка, а лишь их развитие. В подтверждение третьего тезиса («Самостоятельность ребенка - это качество, свойственное ему от рождения. Правильное воспитание предпо лагает совершенствование этого качества. Задача воспитателя - культиви ровать самостоятельность ребенка, ни в коем случае не притесняя ее») 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=