МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

В сказках комментируются педагогические идеи пословиц, поговорок и афоризмов, а порою и аргументируются эти идеи, раскрываются на кон­ кретных фактах. В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт и мно­ го другого [4]. Язык сказок прост. В сказке, как правило, присутствует небольшое количество героев, событий и мест, а вот описываются они на протяжении текста с самых разных сторон [4]. Для примера возьмем сказку Л. Н. Толс­ того «Лгун». Мальчик, пасущий овец, притворился, что видит волка. Он позвал на помощь крестьян. И так было несколько раз. Крестьяне прибега­ ли, а волка не было. Когда же волк появился, никто не прибежал на по­ мощь, так как все решили, что пастух лжет. В этой сказке можно выделить две морали: 1) лгать - дело нехорошее; 2) обманутые тобою люди в самый критический момент могут и не прийти на помощь [2]. Тексты сказок обеспечивают хорошую возможность создания проб­ лемной ситуации, т. е. учителю достаточно задать проблемный вопрос, на который, как правило, ребята дают различные ответы. Так, прочитав сказ­ ку «Два товарища» Л. Н. Толстого, ребята спорили о том, кто прав. Пра­ вильно ли поступил мальчик, который спрятался от медведя на дереве, бросив своего товарища? Большинство ребят считали, что он не прав. Но были и такие, кто считал, что нужно спасать в первую очередь себя. Активное включение сказок позволяет сделать обучение и воспитание в школе творческим, интересным, нескучным, очень живым и разнообраз­ ным. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий «сни­ мают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отме­ тить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быст­ ро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к снижению ин­ тереса учащихся к предмету. Как же пришел Лев Николаевич к мысли, что именно с помощью жанра сказки можно преподнести мысли, понятия, знания в наглядно­ образной форме? Толстой тщетно искал книги для чтения своим ученикам как млад­ шим, начинающим читать, так и старшим, уже овладевшим процес­ сом механического чтения. Большинство книг, которые он предлагал ученикам, они возвращали, говоря: «Нет, непонятно, Лев Николаевич». Начав издавать журнал «Ясная Поляна», писатель включил в его про­ грамму специальный отдел: «О книгах, имеющих успех между учени­ ками и вообще между народом, и суждения о них учеников и вообще парода», а также просил педагогов делиться своим опытом и присы­ лать статьи с критикой «народных и цепких книг на основании опыта, 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=