МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
В сказках комментируются педагогические идеи пословиц, поговорок и афоризмов, а порою и аргументируются эти идеи, раскрываются на кон кретных фактах. В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт и мно го другого [4]. Язык сказок прост. В сказке, как правило, присутствует небольшое количество героев, событий и мест, а вот описываются они на протяжении текста с самых разных сторон [4]. Для примера возьмем сказку Л. Н. Толс того «Лгун». Мальчик, пасущий овец, притворился, что видит волка. Он позвал на помощь крестьян. И так было несколько раз. Крестьяне прибега ли, а волка не было. Когда же волк появился, никто не прибежал на по мощь, так как все решили, что пастух лжет. В этой сказке можно выделить две морали: 1) лгать - дело нехорошее; 2) обманутые тобою люди в самый критический момент могут и не прийти на помощь [2]. Тексты сказок обеспечивают хорошую возможность создания проб лемной ситуации, т. е. учителю достаточно задать проблемный вопрос, на который, как правило, ребята дают различные ответы. Так, прочитав сказ ку «Два товарища» Л. Н. Толстого, ребята спорили о том, кто прав. Пра вильно ли поступил мальчик, который спрятался от медведя на дереве, бросив своего товарища? Большинство ребят считали, что он не прав. Но были и такие, кто считал, что нужно спасать в первую очередь себя. Активное включение сказок позволяет сделать обучение и воспитание в школе творческим, интересным, нескучным, очень живым и разнообраз ным. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий «сни мают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отме тить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быст ро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к снижению ин тереса учащихся к предмету. Как же пришел Лев Николаевич к мысли, что именно с помощью жанра сказки можно преподнести мысли, понятия, знания в наглядно образной форме? Толстой тщетно искал книги для чтения своим ученикам как млад шим, начинающим читать, так и старшим, уже овладевшим процес сом механического чтения. Большинство книг, которые он предлагал ученикам, они возвращали, говоря: «Нет, непонятно, Лев Николаевич». Начав издавать журнал «Ясная Поляна», писатель включил в его про грамму специальный отдел: «О книгах, имеющих успех между учени ками и вообще между народом, и суждения о них учеников и вообще парода», а также просил педагогов делиться своим опытом и присы лать статьи с критикой «народных и цепких книг на основании опыта, 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=