МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания [1, с. 241]. Особое внимание в вопросах дидактики Лев Николаевич уделял акти визации учебного процесса. Он разработал целую систему различных мето дов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую дея тельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. В качестве важнейших методов можно выделить следующие: - наглядность в обучении; - «рассказ-рассказывание»; - методика эмоциональных воздействий; - «ситуация загруднения»; - индивидуальный подход к учащимся; - работа с сочинениями учащихся [2, с. 37—43]. Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если уче нику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боит ся наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каж дый урок посилен ученику [6, с. 86]. «Если,- писал Л. Н. Толстой,- урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, зай мется другим и нс будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую ра боту, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении» [7, с. 292]. Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, опреде ления должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавала условие для свободы творчества и защищала его ог схематизма и однозначности. Педагогическая система Толстого дает нам возможность успешнее решать важнейшие педагогические проблемы: всестороннее развитие личности учащихся, создание учебников и учебных пособий, развивающих мысль и фантазию детей, осуществление творче ского подхода к делу обучения и воспитания детей. Литература 1. Константинов, Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева,- 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Просве щение, 1982. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=