МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания [1, с. 241]. Особое внимание в вопросах дидактики Лев Николаевич уделял акти­ визации учебного процесса. Он разработал целую систему различных мето­ дов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую дея­ тельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. В качестве важнейших методов можно выделить следующие: - наглядность в обучении; - «рассказ-рассказывание»; - методика эмоциональных воздействий; - «ситуация загруднения»; - индивидуальный подход к учащимся; - работа с сочинениями учащихся [2, с. 37—43]. Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если уче­ нику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боит­ ся наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каж­ дый урок посилен ученику [6, с. 86]. «Если,- писал Л. Н. Толстой,- урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, зай­ мется другим и нс будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую ра­ боту, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении» [7, с. 292]. Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, опреде­ ления должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавала условие для свободы творчества и защищала его ог схематизма и однозначности. Педагогическая система Толстого дает нам возможность успешнее решать важнейшие педагогические проблемы: всестороннее развитие личности учащихся, создание учебников и учебных пособий, развивающих мысль и фантазию детей, осуществление творче­ ского подхода к делу обучения и воспитания детей. Литература 1. Константинов, Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева,- 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Просве­ щение, 1982. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=