МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

А. А. Болотскин Факультет истории и права. IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель - С. А. Воронина ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО Л. Н. Толстой уделял большое внимание вопросам теории обучения и создал систему оригинальных дидактических взглядов, обогатившую пе­ дагогическую науку новым подходом к решению важнейших проблем об­ разования и воспитания. В наше время взгляды Л. Н. Толстого привлекают актуальностью рассматриваемых проблем обучения, воспитания подрас­ тающего поколения, демократизации системы народного образования. В творчестве Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые слов­ но отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, ори­ гинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, сформировать их духовные потребности и нрав­ ственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаре­ тов, Ломоносовых» заставляло Льва Николаевича задуматься о пути ре­ формирования образовательной системы и искать новые подходы, методы. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт [2, с. 32]. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. В центре его концепции находится личность ребенка, вокруг которой вы­ строена система дидактических принципов. Основными из них являются следующие: - принцип сознательности и активности обучения; - принцип связи обучения с жизнью; - принцип доступности обучения; - принцип прочности усвоения знаний; - принцип природосообразности [2, с. 36-38]. Толстой сформулировал важнейшее дидактическое требование, за­ дающее направление всему учебному процессу: «Искусство педагогии есть выбор поразительных и удобнейших к обобщению частностей в области каждой науки» [7, с. 34]. Л. Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым до­ вольны ученики»,- писал Толстой [1, с. 241]. Он указывал, что пе следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, ко­ торый бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнооб­ разные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической ла­ бораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен прояв­ лять самостоятельное творчество. Среди различных методов обучения 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=