МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ К. Л. Карабам Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель - С. А. Воронина ПЕРВЫЕ «РУССКИЕ КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО В СВЕТЕ ПЕДАГОГИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XIX век в русской литературе стал временем зарождения новых литера­ турных направлений, появления ярких имен и создания фундаментальных произведений. Ребенок начинает рассматриваться не просто как разумное существо, но как многогранная личность. На первый план выходит эмоцио­ нальная составляющая человеческой личности: чувства, переживания. Впер­ вые в это время предметом художественного изображения в литературе ста­ новится сфера чувств, жизнь человека сопрягается с жизнью общества. Происходят перемены и в сферах деятельности, связанных с детьми. Психология ребенка, взрослеющей личности начинает занимать важное место в вопросах обучения и воспитания: меняется само представление о читателе, он рассматривается уже не только как объект воспитания, но и как формирующаяся индивидуальность, а потому открытое поучение по­ степенно уходит на второй план. Перед детской литературой встает новая задача: обращение к чувствам маленького читателя. На первый план выхо­ дят попытки проанализировать круг интересов ребенка, особенности его восприятия мира, осознание и понимание добра и зла. В первой половине XIX века к произведениям для детей, в первую очередь к жанру сказок, обращаются В. А. Жуковский, А. Погорельский, А. С. Пушкин, П. П. Ершов, В. Ф. Одоевский и т. д. Во второй половине XIX века активно начинает заниматься педагогической деятельностью Л. Н. Толстой, пытаясь не только обучить детей тем или иным наукам, но и привить им вкус к литературной речи. В своих многочисленных статьях по вопросам просвещения народа Л. Н. Толстой сформулировал ориги­ нальное учение о воспитании и обучении детей, о содержании и методах учебно-воспитательной работы в школе. Его педагогическая программа призывала обратиться к основам народного (то есть патриархально­ крестьянского) миросозерцания и опираться только на них. В своих педа­ гогических работах 1860-х годов Л. Н. Толстой писал об отсутствии такой литературы, которая помогла бы детям приобщиться к народному языку, а через него - и к литературному языку. В сентябре 1868 года Л. Н. Толс­ той приступает к составлению первого наброска «Азбуки» под заглавием 1 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=