МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

тировать Церковь. По их идеи слишком отвлеченны, лишены конкретных черт, поэтому они нс могут морально удовлетворить героя. И все-таки в романс просматривается вера самого Толстого - деизм, который отрица­ ет Боговоплощенис и Откровение и даже личность Иисуса Христа как От­ кровение Бога на земле, а представляет Его только как учителя и пророка. Далее «Анна Каренина» [6]. И снова трагедия. Л. Н. Толстой показы­ вает нравственное падение Анны, словно судьба или какой-то злой рок ца­ рит над всем, словно именно этот таинственный Бог расправляется с греш­ ницей. «Мне отмщение, и Аз воздам»,- так начинает свой роман писатель. Эти слова Писания означают призыв Божий к человеку не стремиться к мщению. Ведь раньше, еще до христианства, мщение являлось святым долгом, который иногда приводил к истреблению целых племен, потому что люди действовали по принципу «око за око, зуб за зуб». Бог гласит: «Мне отмщение, Я воздаю». Но Толстой толкует эти слова по-своему: Бог сам мстит человеку за его грех, и судьба его наказывает. Писатель рисует историю женщины. На протяжении всего произведе­ ния автор и мы вместе с ним невольно оказываемся на стороне Анны, а не на стороне ее мужа, которого Толстой описывал объективно, как надмен­ ного сенатора, но в некоторые моменты мы вместе с Карениным пережи­ ваем, например, когда он пытается простить жену. И все равно симпатии читателей остаются с бедной Анной! У Толстого ничего не вышло, логика жизни героини столкнулась с его замыслом. Говорят, что вера и Бог открываются для человека в трудные минуты его жизни. Но пресловутое выражение «вера - для слабых», означающее, что люди приходят в церковь только при неудачах, опровергается на при­ мере Льва Николаевича. Толстой начал искать Бога и веру, когда уже стал известным писателем, когда его романы гремели по всему миру, когда он стал богатым человеком и имел любимую жену и любящую семью. Он имел все из того, что для любого современного человека было бы эталоном счастья. Но вдруг в этот самый момент он остановился. И в этот период Толстой пишет свою главную религиозно­ философскую книгу - «Исповедь» [3]. Именно в ней он объясняет причину своего неверия: «...люди живут так, как все живут, а живут все на основа­ нии начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но боль­ шею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться, и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью явлением». Она суммирует мировоззрение писателя и в динами­ ке показывает, каким образом он пришел к этим взглядам. «Исповедь» - очень волнующая книга. Многие люди, оценивающие Толстого объективно, обращали внимание на то, что при попытках изло- 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=