МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Толстой неоднократно отмечал, что его религиозные искания носят только исследовательский характер, в результате их он попытался сказать людям: «Христианство не утратило своего значения, но нуждается в определенном творческом развитии» [4]. Толстой говорил, что он провел «теоретическое» исследование цер­ ковного учения, критически разобрал догматы богословия и попытался «практически» следовать в течение года всем предписаниям церкви, одно­ временно изучая значение и роль церковного христианства. Толстой пришел к выводу, что религиозное сознание общества пос­ тоянно развивается, что «...религии, как и все живое, имеют свойство ро­ ждаться, развиваться, стареть, умирать, вновь возрождаться всегда в более совершенной, чем прежде, форме» [4]. Писатель считал, что человечество вступило в эпоху ослабления рели­ гии, но это лишь создало условия для дальнейшего ее развития. Челове­ чество, по мнению мыслителя, выросло из детской одежды церковной ве­ ры. Настало время, когда «материнская пища» должна усваиваться не бес­ сознательно, а сознательно. Он подчеркнул, что важно верить так же твер­ до, как верили отцы и деды. Толстой обосновал необходимость новой сознательной, разумной ве­ ры, которая заключается в своеобразной перестройке сознания, побуж­ дающей человека к познанию себя, умению сублимировать влечения и страсти, становиться творцом своей жизни. Писатель считал, что истинно верующий человек должен обладать большим воображением. Потому что человек будто бы должен верить, что «Христос искупил его от греха, и тогда он всегда безгрешен, то есть совершенно хорош. По этому учению люди должны воображать, что в них разум бессилен и что потому-то они и безгрешны, то есть не мо­ гут ошибаться» [4]. Отсюда следует, что оценка Толстым церковного христианства была развитием учения о смысле жизни и человеческих ценностях, о духовности и взаимоотношениях человека с Богом и окружающим миром, в которых полностью могли раскрыться творческие возможности человека. Писатель считал, что время бессознательной веры, принявшей внешние формы, прошло. Человечество нуждается в более совершенных формах религиоз­ ного сознания, в осмысленной вере. Толстой стремился к развитию учения Христа, а также учений многих других выдающихся религиозных мысли­ телей, философов, которые еще в далеком прошлом высказывали свои мысли, которые нашли отражение в его творчестве. Писатель совершал поездки в Оптину пустынь, хотел поселиться в мо­ настыре, чтобы жить в уединении и нести самое тяжелое послушание, но об этом и речи быть не могло; просил прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (гот болел, и в Астапово по­ слан был другой старец, Варсонофий) [21. Толстой умер, так и не восстановив своего общения с церковью 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=