МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Толстой неоднократно отмечал, что его религиозные искания носят только исследовательский характер, в результате их он попытался сказать людям: «Христианство не утратило своего значения, но нуждается в определенном творческом развитии» [4]. Толстой говорил, что он провел «теоретическое» исследование цер ковного учения, критически разобрал догматы богословия и попытался «практически» следовать в течение года всем предписаниям церкви, одно временно изучая значение и роль церковного христианства. Толстой пришел к выводу, что религиозное сознание общества пос тоянно развивается, что «...религии, как и все живое, имеют свойство ро ждаться, развиваться, стареть, умирать, вновь возрождаться всегда в более совершенной, чем прежде, форме» [4]. Писатель считал, что человечество вступило в эпоху ослабления рели гии, но это лишь создало условия для дальнейшего ее развития. Челове чество, по мнению мыслителя, выросло из детской одежды церковной ве ры. Настало время, когда «материнская пища» должна усваиваться не бес сознательно, а сознательно. Он подчеркнул, что важно верить так же твер до, как верили отцы и деды. Толстой обосновал необходимость новой сознательной, разумной ве ры, которая заключается в своеобразной перестройке сознания, побуж дающей человека к познанию себя, умению сублимировать влечения и страсти, становиться творцом своей жизни. Писатель считал, что истинно верующий человек должен обладать большим воображением. Потому что человек будто бы должен верить, что «Христос искупил его от греха, и тогда он всегда безгрешен, то есть совершенно хорош. По этому учению люди должны воображать, что в них разум бессилен и что потому-то они и безгрешны, то есть не мо гут ошибаться» [4]. Отсюда следует, что оценка Толстым церковного христианства была развитием учения о смысле жизни и человеческих ценностях, о духовности и взаимоотношениях человека с Богом и окружающим миром, в которых полностью могли раскрыться творческие возможности человека. Писатель считал, что время бессознательной веры, принявшей внешние формы, прошло. Человечество нуждается в более совершенных формах религиоз ного сознания, в осмысленной вере. Толстой стремился к развитию учения Христа, а также учений многих других выдающихся религиозных мысли телей, философов, которые еще в далеком прошлом высказывали свои мысли, которые нашли отражение в его творчестве. Писатель совершал поездки в Оптину пустынь, хотел поселиться в мо настыре, чтобы жить в уединении и нести самое тяжелое послушание, но об этом и речи быть не могло; просил прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (гот болел, и в Астапово по слан был другой старец, Варсонофий) [21. Толстой умер, так и не восстановив своего общения с церковью 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=