МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
Е. Ю. Разумова Л. Н. ТОЛСТОЙ И РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГРЕКО-КАФОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Лев Николаевич Толстой - один из самых известных русских писате лей и мыслителей, академик Петербургской академии наук. О нем слыша ли почти все русские люди. Но найдутся немногие, кто знал бы об одном историческом факте. Это отлучение Л. Н. Толстого от церкви решением Святейшего Синода (20-22 февраля 1901 года). «Определение Святейшего Синода» было опубликовано 24 февраля 1901 года в «Церковных ведомо стях при Святейшем Синоде», а затем в «Русских ведомостях» и в некото рых других изданиях. Пожалуй, в истории русской литературы нет более тяжелой темы. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенной лжи. Но мы попробуем выяснить, что послужило причиной этому конфликту. В течение всей своей жизни Толстой никогда и никого не отвращал от церкви, не пытался навязывать свои взгляды окружавшим его родным, близким знакомым или крестьянам Ясной Поляны. Он неоднократно гово рил о том, что сам никогда не пропагандировал тс свои работы, в которых содержалась критика церковного христианства. Когда Толстой получил много писем, в которых отражались самые разные, как положительные, так и резко отрицательные высказывания по поводу его отлучения от церкви, он решил написать ответ на «Определение Святейшего Синода». Вначале ответ был напечатан в журнале «Миссионерское обозрение» (1901, № 6) с купю рами. Полностью этот текст сначала был опубликован Чертковым в Англии в «Листах свободного слова» (1901, № 22). В России этот ответ был напеча тан в 1905 году в книге Е. А. Соловьева-Андреевича «Л. Н. Толстой» [2]. После Революции 1917 года религиозная тема Толстого в нашей стра не была «закрыта» в связи с ее несоответствием пониманию идеи классо вой борьбы, диктатуры пролетариата и социальной детерминации морали. В настоящее время «открывать» эту тему нелегко, так как критика церков ного христианства Толстым может восприниматься как принижение тех позитивных тенденций, которые наблюдаются в области духовной культу ры. Поэтому в самом начале следует опровергнуть подобные суждения и привести слова Толстого: «Моя критика церковного христианства нико гда не относилась к тому, как верующие люди понимают религию и церковь». Он терпимо относился к различным вероисповеданиям и даже признавал историческую заслугу практики христианства, благодаря кото рой для многих поколений людей соблюдение заповедей стало традицией. Ф акульт ет мат емат ики, физики и информатики, I I курс (очная ф орма обучения) Н аучны й руководит ель - А. В. Слобожанин 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=