МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

3) этап богостроительства (1887-1910) [5, с. 140]. В раннем творчестве на этапе художественной деятельности (1852­ 1878) доминируют представления художника о правде, общественном бла­ госостоянии, идеальной жизни. В этот период страннические мотивы Л. Н. Толстого созвучны общепринятым представлениям того времени о странниках как людях высокой нравственности, борцах за правду. В период богоискательства и реформаторства (1878-1887) приоритеты Л. Н. Толстого трансформируются в новом направлении. Актуальны по­ нятия «религиозность», «духовность», «духовный закон», «душа», «Бог». В этот период доминируют традиции духовного странничества первых ве­ ков христианства, где служение людям и Богу - суть одно и то же, где по­ нятие «нравственность» не существует без понятия «Бог», где отречение от мирской жизни, строгий пост являются подвигом аскезы. Странник пости­ гает опыт богообщения и приходит к осознанию того, что смысл жизни нельзя обрести отдельно от других людей, так как именно через людей Бог проявляет свою волю и свою любовь по отношению к нему - «нищему» и «одинокому» духовному скитальцу (например, «Чем люди живы» (1881), «Где любовь, там и Бог» (1885)). Именно в этот период, который Евгения Владимировна обозначила как этап богоискательства и реформаторства, Л. Н. Толстой определяет свой религиозно-философский поиск. Он закан­ чивает работу над главным произведением нового этапа («Исповедь») и выводит постулат, который в разных формах, сохраняя свой смысл, бу­ дет воплощаться во всем последующем творчестве - «Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога» [5, с. 146]. В период богостроительства (1887-1910) образ странника у Л. Н. Толс­ того выражается как осознание человеком своего внутреннего мира, так и воплощение его ценностей в повседневной деятельности. Странник предстает возможным идеалом человека, постигшим цель своей жизни. Духовное странничество самого Л. Н. Толстого - это путь религиозных и философских размышлений о смысле жизни, который зафиксирован в его дневниках, публицистике, художественных текстах. В философско­ теоретической форме Л. Н. Толстой излагает свою позицию в трудах «О жизни» (1887), «Царство Божие внутри вас» (1893), «Верьте себе» (1907), «Учение Христа» (1908). Нужно отметить, что несмотря на столь запутанный, неоднозначный и даже порой противоречивый внутренний мир, Л. Н. Толстой был автори­ тетен в кругах современников. Доказательство тому —оценка творчества В. Д. Поленова за присланный альбом репродукций «Христианские сюже­ ты». Толстой (он не сумел побывать на выставке из-за болезни) писал: «Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по Вашим картинам» [7, с. 27]. Итак, мы рассмотрели философско-культурную концепцию странни­ чества Л. Н. Толстого в свете религиозной и художественной проблемати­ к а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=