МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.
М . А. Рогова ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАННИЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ Религия и церковь, на наш взгляд, играют не малую роль в современ ном государстве, обществе и даже в педагогической деятельности, несмот ря на то, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [2, с. 8]. Подтверждение этому мы находим в том, что в школах вводят предмет «Основы православной культуры», университеты подписывают соглашения о сотрудничестве. Например, в феврале 2013 года было заключено соглашение между Тульским государственным педагогиче ским университетом им. Л. Н. Толстого и Тульской епархией Русской Право славной Церкви. Государство отмечает православные праздники и вводит но вые (День любви, семьи и верности - 8 июля). Так и термин «странничество» изначально определялся в рамках рели гиозной традиции. Подтверждением тому слова преподобного Иоанна Лсст- вичника: «Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию» [3, с. 26]. Протоиерей Г. В. Флоровскин добавляет: «...оправдание этого отчуждения только в том, “чтобы сделать свою мысль неразлучной с Богом”... Иначе странничество окажется праздным скитальчеством...» [6, с. 257]. Изучая материал, мы можем понять, что данный термин не стоит рас сматривать однобоко, так же как и путь духовного странничества в работах и мировоззрении Л. Н. Толстого, так как оно прошло определенную эволю цию. К середине XIX века, в связи с интенсивными духовными поисками в русском обществе, трактовка этого явления приобрела светский характер. К началу XX века феномен странничества получил философское осмыс ление, что нашло отражение в трудах крупных представителей русской философской мысли конца XIX - 1-й половины XX века (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.) [1, с. 232]. Современная исследовательская мысль прибегает к философскому и культурологическому анализу исканий героев Л. Н. Толстого. В соответ ствии с этим доктор философских наук Е. В. Фаленкова в своей диссерта ции «Феномен сгранннчества в русской культуре», выделяет этапы эволю ции в осмыслении писателем трактовки странничества на протяжении раз ных периодов его жизни: 1) этап художественной деятельности (1852-1878); 2) этап богоискательства и реформаторства (1878-1887); Ф акульт ет истории и права, I I курс (очная форма обучения) Н аучны й руководит ель - С. А. Воронина 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=