МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Л. Н. Толстого» непротивление впервые исследуется автором как система­ тическое, целостное религиозно-философское и нравственное учение, итог духовных исканий мыслителя. Философия непротивления Толстого в це­ лом определяется как «философия духовного бытия», осуществления ду­ ховных истин в жизни. К таким истинам в учении Толстого принадлежит категория любви - конкретного механизма проявления высших начал. Концепция любви - центр, духовная ось учения Л. Н. Толстого, наиболее сильная и самобытная его часть. Человек, который в детстве «понял сча­ стье любви», научился «духовному наслаждению любви»,- создал учение о любви как высшем благе, источнике радости и высшем моральном зако­ не, противостоящем закону насилия. Когда Толстой пытался в самой крат­ кой форме выразить суть своего учения, он говорил: «Закон жизни челове­ ческой есть закон любви, дающей высшее благо как отдельному человеку, так и всему человечеству» («В чем моя вера?»). Любовь рассматривается Толстым как единство закона и благодати. С одной стороны, любовь - та­ инство, дар, высшее благо жизни, дающее человеку совершенную радость, с другой - «универсальный космологический, естественно-антрополо­ гический закон духовной жизни». В этико-социальном значении «закон любви» понимается мыслителем как неукоснительное исполнение христи­ анской заповеди любви. По мнению Толстого, прежние религиозные и нравственные учения о любви, признавая ее благодетельность для жизни человечества, вместе с тем допускали возможность таких условий, при ко­ торых исполнение требования любви становилось необязательным. В ре­ зультате сложилась парадоксальная и даже абсурдная ситуация: всеобщий, естественный закон духовной жизни превратился в утопический идеал или, в лучшем случае, в единичный, случайный образ жизни и пример поведе­ ния, а стихийная, произвольная и хаотическая жизнь предстала в виде не­ коего морально-психологического и исторического «закона» - закона на­ силия. Учение Христа «снимает» это противоречие: «Христианское учение о любви,- пишет Толстой,- точно и определенно выразило сущность зако­ на любви и неизбежно вытекающее из него руководство в поступках». При этом выявляется глубинная связь между законом любви и принципом не­ противления как метафизической и этической составляющих любви [4, с. 146). При этом «понимание сущности закона и означает как раз метафи­ зический аспект и компонент любви, а “руководство в поступках” характе­ ризует ее этический аспект». Превращение любви в «закон» означает абсо­ лютную всеобщность и необходимость следования данной заповеди. Тем самым из утопии любовь становится духовно-практическим началом жиз­ ни человека, преобразующим его самого и общество в целом: «Только уве­ личение любви между людьми может изменить существующее общест­ венное устройство». Для толстовского учения характерно разделение истинной и ложной любви. Ложная любовь, проявляющаяся в предпочтении одних существ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=