МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ И. А. Рогова Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель - С. А. Воронина ФИЛОСОФИЯ НЕПРОТИВЛЕНИЯ л. н . толстого В формировании ценностной парадигмы ненасилия в современном ми­ ре учению Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием принадлежит осо­ бая роль. Толстого по праву относят не просто к «апостолам», но к «перво­ учителям» ненасилия, ибо благодаря его реформаторству евангельская за­ поведь «не противься злому» стала восприниматься не только в качестве принципа личного поведения, но и в качестве закона общественной жизни, открывающего новую перспективу духовной эволюции человека. Не слу­ чайно все современные теории и движения ненасилия в той или иной мере обращаются к идеям и опыту непротивления Л. Н. Толстого [5, с. 123]. В религиозно-философском учении Л. H. Толстого центральное место занимают идеи любви и непротивления злу насилием. Они рассматривают­ ся великим мыслителем как главное проявление духовности в человеке. При этом духовность для него - это высшее начало, «истинная основа жизни человека и всего мира», специфически человеческое свойство, со­ ставляющее сущность человека, поднимающее его над миром животных; благодаря этому свойству он осуществляет поиск смысла жизни и объяс­ няет связь собственного конечного существования с бесконечным, вечным миром, Богом, истиной. «Хорошо почаще вспоминать о том,- пишет Л. Н. Толстой,- что наша истинная жизнь - не та наружная, телесная... но что вместе с этой жизнью есть в нас и другая, внутренняя жизнь - духов­ ная». «Действительно существует только духовное»,- читаем в «Круге чтения». Развитие человека понималось Толстым как духовное восхожде­ ние по пути жизни, дающее ни с чем не сравнимую радость, а личностный рост - как духовный и нравственный. Фактически все элементы учения Л. Н. Толстого выражают «чисто духовную проекцию бытия» [4, с. 283]. Однако сама по себе духовность при всей ее достоверности и само­ очевидности может оказаться абстракцией, если не получит конкретного воплощения в человеческой жизни. К высшим проявлениям духовности в человеке Л. Н. Толстой относит любовь. Идею любви в контексте учения Л. Н. Толстого о непротивлении рас­ сматривает Е. Д. Мелешко. В монографии «Философия непротивления 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=