МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

страниц о семье, любви, писатель в итоге отвернулся от всего этого. Что же это был за раскол и как Толстой смог его преодолеть? Именно об этом пойдет речь в настоящем исследовании. В те времена, по мнению писателя, «явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и без­ нравственных», «ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частию встречались в людях, признающих себя неверующими» [I, с. 33]. Именно поэтому Толстой выбирает путь нравственного совер­ шенствования, «...но скоро оно подменилось совершенствованием вообще, т. е. желанием быть лучше нс перед самим собою или перед Богом, а жела­ нием быть лучше перед другими людьми...» [1, с. 35]. Автор «Исповеди» отмечал: «Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гор­ дость, гнев, месть - все это уважалось». Отдаваясь этим страстям, писатель становился похож на «большого» и чувствовал, что им довольны. Но без ужаса, омерзения и боли сердечной не мог вспоминать он об этих годах: «Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта - обман» [1, с. 38]. Далее Толстой проповедует веру в прогресс, но со временем понимает, что «законов бесконечного развития не может быть» [1, с. 54]. А если так, то жить на земле бессмысленно. Ведь в конечном итоге над каждым человеком восторжествует смерть. Подтверждение своему пессимизму писатель искал в библейской Книге Екклезиаста, в изречениях Будды, в философии Артура Шопенгауэра. Из этого все сводилось либо к побегу в бездумность, либо к радикальному отрицанию жизни. Наука и пессимистическая философия завели его в тупик: «Вопрос мой - тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого чело­ века, от глупого ребенка до мудрейшего старца,- тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том: “Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра,- что выйдет из всей моей жизни?". Иначе выраженный, вопрос будет такой: “Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?”. Еще иначе вы­ разить вопрос можно так: “Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?”» [ 1, с. 69]. Толстой нашел, ч то для людей его круга есть «четыре выхода из того ужасного по­ ложения, в котором мы все находимся», а именно: 1) первый выход есть выход неведения; 2) второй выход - это выход эпикурейства: зная безнадежность жизни, пользоваться теми благами, какие есть; 3) третий выход есть выход силы и энергии: поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее; 4) четвертый выход есть выход слабости: понимая зло и бессмыслен­ ность жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти не может. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=