Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 86 Творчество в проектной деятельности школьников в области декоративно- прикладного искусства может проявляться: – в разработке собственного эскиза изделия, использовании необычной формы, новых образцов декора; – использовании конструкции, нетипичной для данного вида изделий, но- вых конструктивных элементов, дроблении цельной формы, или напротив, сли- янии частей; – проектировании технологических приемов, отличающихся минимизацией материалов, трудовых и временных ресурсов, позволяющих с наименьшими за- тратами получить объект с номинальными параметрами качества. Для учащихся одним из наиболее сложных аспектов остается психологиче- ская готовность к творчеству, отсутствие боязни «сделать что-то не так», умение и стремление принимать решения самостоятельно, своеобразная «креативная смелость». При подготовке педагогов к руководству творческим проектирова- нием в области декоративно-прикладного искусства необходимо целенаправ- ленно формировать владение методическими приемами стимулирования творче- ства, своеобразными инструментами творчества. В декоративно-прикладном искусстве в качестве таких инструментов можно рассматривать несколько направлений. Синтезирование нескольких видов декоративно-прикладного искусства в одном объекте позволяет достичь выразительности внешнего оформления, вы- брать наиболее технологичные для создания отдельных компонентов формы виды прикладной деятельности. Причем, школьники могут выбрать для создания одного и того же образа различные виды творчества, которыми они владеют в большей степени. Например, при создании авторской игрушки из текстиля можно выбрать технику ручного или машинного шитья в качестве основной для создания формы. Однако для имитация характерных фактур, отдельные детали из ткани могут заменяться связанными спицами или крючком элементами; для получения выпуклых форм какие-то элементы могут формироваться на поверх- ности с использованием приемов валяния или термоформования из натуральной кожи; фрагменты внешнего оформления могут быть сплетены из шнуров, вы- тканы на дощечках и др. Использование материалов, нетипичных для данного вида декоративно- прикладного искусства, также стимулирует творческую активность обучаю- щихся и позволяет достигать необычных эффектов в работе. Примером такого творчества может выступать вытинанка из фетра или фоамирана, плетение из бу- мажных трубочек или текстильных руликов, изготовленных на швейной ма- шине; вязание из кожаных полосок или пластиковых лент, аппликация из самых разнообразных природных и поделочных материалов; роспись по коже, фетру, ламинирование эпоксидной смолой предварительно оформленной фоновой по- верхности; вышивка стеблями травы, соломкой, бумажной стружкой и др. Еще одним, стимулирующим творчество и снимающим его психологиче- ские барьеры, приемом можно считать интерпретацию схем и эскизов для опре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=