Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 85 Е. В. Тихонова, С. И. Карась Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь) ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА К РУКОВОДСТВУ ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Аннотация. В статье обосновывается значимость владения учителями обслужи- вающего труда методикой обучения приемам творческой деятельности на занятиях де- коративно-прикладным искусством; на основе обобщения опыта описываются основ- ные направления и приемы обучения учащихся творчеству в процессе проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства. Ключевые слова: ремесло, декоративно-прикладное искусство, творчество, творческий проект, дизайн-подход, обучению творчеству. В трудовом обучении и воспитании одной из основных задач является не столько освоение обучающимися каких-либо конкретных видов предметно-пре- образовательной деятельности, сколько развитие у них проектного мышления и творческих способностей. Как показала многолетняя практика преподавания обслуживающего труда, а также декоративно-прикладного искусства как вариа- тивного компонента учебной программы по предмету, одной из эффективных технологий, ориентированных на решение указанной задачи, выступает проект- ная технология. Вместе с тем, существует проблема подготовки будущих педагогов к руко- водству проектной деятельностью обучающихся в сфере декоративно-приклад- ного творчества, которая заключается в том, что чаще всего освоению предлага- ется лишь процессуальная сторона проектной деятельности, то есть следование сложившемуся алгоритму творческого проектирования в трудовом обучении: – изучение актуального состояния проблемы и подходов к ее решению; – выявление несоответствий условиям задачи, требованиям к изделию (объ- екту), реальному состоянию ситуации; – разработка альтернативного решения; – воплощение решения в материале; – самооценка разработанного проекта и его презентация. При этом существенная сторона – творчество – остается вне внимания буду- щих педагогов. Игнорирование субъективной значимости проекта и индивидуаль- ного подхода к решению проектной задачи, недостаточное внимание к степени самостоятельности школьников в принятии личностно обусловленного решения приводит к подмене творческого процесса ремесленничеством, то есть выполне- нием какой-либо деятельности по ранее разработанным образцам и технологиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=