Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 83 Дело в том, что за последние годы термин «инновационный» стал толковаться в значительной степени неоднозначно. Для математических, естественных и технико-технологических наук, как и ранее, имеет значение принципиально нового результата, который повлиял не только на определённую науку, но на смежные и даже изменил жизнь всего общества, например открытие радиоволн и создание радиосвязи, создание синтетического каучука, лазерные технологии, появление оптоволокна. Из относительно недавних событий такого уровня можно назвать доказательство Г. М. Перельманом гипотезы Пуанкаре или от- крытие графена (А. К. Гейм и К. С. Новосёлов). Для журналистики практически любое достижение, которое хоть обладает хоть каким-нибудь оттенком сенса- ционности, объявляется инновационным. В педагогике мы наблюдаем некую промежуточную картину. Для привлечения обучающихся к новым достижениям науки и техники многие из них называют инновационными, хотя инноватики по существу нет. Более того, можно смело утверждать, что инновационные в научно-техническом плане технологии «докатываются» до образования со зна- чительным временным интервалом, который может составлять многие и многие годы. Такое положение существует не только в педагогике, но и в любой области, где достаточно весома роль бюрократических структур, которые обычно блоки- руют качественно новые подходы, поскольку это нарушает привычную структу- рированность. Традиционные технологии в технологическом образовании являются не просто базовыми. Они фундируют само «здание» технологического образования, поскольку инновация не может существовать в «подвешенном» состоянии и обя- зательно соотносится с уже известными и развитыми технологиями. Явля- ются ли эти технологии современными инновационными (3D-моделирование), современными (лазерная обработка), традиционными (пайка и сварка) или арха- ичными (плетение из прутьев) не столь важно, поскольку всем этим видам тех- нологий находится место в технологическом образовании [3, c. 13–15]. Однако на момент внедрения инновационных, в том числе и компьютерных технологий, соответствующих методик в педагогическом «поле» обычно не су- ществует. Но управленческие структуры после описанного выше сопротивления инноватике, начинают через некоторое время с удвоенным рвением требовать внедрения инновационных решений в педагогическую практику на всех уровнях. Естественно, что методическая база преподавания при внедрении инновацион- ных научно-технических достижений по указке сверху либо не существует, либо разработана далеко недостаточно. Именно поэтому усвоение материала обучаю- щимися может быть не столь качественным как хотелось бы, что заставляет кон- серваторов говорить о несовершенстве новых подходов и технологий обучения. Схематически взаимосвязь инноватики и традиционализма в педагогике можно описать в виде треугольника со сторонами, которые представляют собой динамические разнонаправленные «вектора» (Схема на рисунке 1.)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=