Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 82 Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Химки, Россия) ИННОВАТИКА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются преимущества, которые дали информаци- онные технологии современному технологическому образованию во взаимодействии с классическими методами обучения и одновременно анализируются сильные и слабые стороны этого взаимодействия. Показано, что использование цифровых технологий без соответствующей методической проработки может дать отрицательный результат в процессе обучения. Ключевые слова: инноватика, информационные технологии, лабораторное обо- рудование, обучающий эксперимент методика преподавания в высшей школе. Современное образовательное пространство не мыслимо без информацион- ных технологий. В технологическом образовании процесс информатизации тоже прочно утвердился за последние четверть века и при этом имеет свою специ- фику, которая отличает применение характер компьютерного обеспечения по сравнению с другими сегментами образования [1, с. 116–125; 2, с. 444–447]. Ос- новной причиной такого особого положения занимает интегративность техноло- гического образования по сравнению с другими направлениями подготовки пе- дагогических кадров. Помимо технологического и естественно-научного начал в обучении технологии будущего педагога ярко заявляет о себе гуманитарная со- ставляющая и не только и не столько в плане чисто педагогическом, сколько в историческом, художественном и, отчасти, литературном. Весь гуманитарный блок, задействованный в формировании молодого педагога-технолога связан с несколько иными аксиологическими (системо-ценностными) характеристи- ками, чем те, которые имеются в технической сфере. (Например, для «чистого» технолога функциональность изделия как правила более значима, чем его эсте- тические характеристики. Анализ моментов, связанных с эргономикой, выходит за рамки данной публикации.) Именно эта несхожесть гуманитарного и технико- технологического служит отправным моментом для анализа взаимодействия ин- новационных технологий, представленных в технологическом образовании, как компьютерами, так и компьютерным обеспечениям к традиционным машинам, выполняющим различные технологические операции, которые ранее были «при- вилегией» ручного труда. Чтобы понять, насколько сложна проблема оптимального сочетания инно- вационного и традиционного в обучении технологии, постараемся сначала определить, что следует по мнению автора понимать под термином инноватика.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=