Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 5 с технологической средой может быть выбрана в качестве логики построения учебного предмета «Трудовое обучение», которую должны осваивать как мальчики, так и девочки, поскольку в дальнейшей жизни им это будет необхо- димо в равной степени. В этой связи значительный интерес представляет имеющийся опыт средних школ № 7, 9, 11 и 13 г. Мозыря Гомельской области, где содержание трудовой подготовки учащихся строится на основе конструкторско-технологической дея- тельности. В основу систематизации учебного материала в широком смысле здесь положена логика дизайна – проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств предмет- ной среды, а в более узком смысле – логика художественного конструирования. Процесс обучения строится на основе выполнения творческих проектов. В рамках изучения учебного предмета «Трудовое обучение» результатами творческих проектов могут быть объекты труда и изделия, комплексы и системы, услуги и технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды и т. п. [2]. Технологические умения и навыки работы с мате- риалом, инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием, а также информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи. При этом сама система творческих проектов строится по принципу усложнения: • постепенное увеличение объема необходимых для этого знаний и навыков; • выполнение творческих проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, место отдыха) с переходом к менее знакомым (местное общество, бизнес, индустрия); • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (учет большего количества взаимодействующих факторов); • постепенное осознание учащимися собственных способностей в области дизайн-технологической проектной деятельности. Логика построения творческого проекта соответствует общей структуре процесса творческого проектирования, включающего осознание потребностей в преобразовании материала или объекта, определение конкретных целей, выявление возможных путей их достижения, выбор наиболее приемлемого и разработка технического решения, осуществление творческого проекта и определение эффективности его применения по сравнению с начальным уров- нем решения проблемы. Данная деятельность отражает усилившееся стремление к соединению в це- лостном педагогическом процессе внутренне- и внешнеориентированных видов деятельности. Интеграция также осуществляется на основе дизайнерских (про- ектных) методов мышления и способствует формированию целостных представ- лений о технологической картине мира, позволяет выработать единую логику изучения учебного материала, избежать ненужных повторений, сократить общие затраты времени; иначе говоря, создать единую методическую систему, обеспе- чивающую экономию материалов и средств, уменьшение нагрузки преподавате- лей, возможность улучшить качество подготовки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=