Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 4 С. Я. Астрейко, А. С. Молостов, Ю. И. Седая, В. А. Шутов Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь) К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» Аннотация. В статье раскрываются основные вопросы структуры м содержания учебного предмета «Трудовое обучение», раскрываются особенности построения си- стемы творческих проектов по принципу усложнения, перечислены четыре крупные цели, конкретизированные в соответствии с возрастом учащихся; описаны основные направления и проблемные вопросы структурирования учебного предмета «Трудовое обучение». Ключевые слова: учебный предмет, трудовое обучение, структура, содержание, творческий проект, учитель, учащиеся. Проблема отбора и структурирования содержания любого учебного пред- мета является чрезвычайно сложной. Если построение таких школьных учебных дисциплин, как математика, физика, химия, прямо или косвенно отражает логику соответствующей фундаментальной науки, то об учебном предмете «Трудовое обучение» этого сказать нельзя [1]. Его содержание представляет собой педаго- гически адаптированную совокупность разноуровневых фрагментов знаний из различных, главным образом практических наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, нацеленной на реше- ние многоплановой задачи трудового становления личности ученика. Один из внешних факторов, детерминирующих целевую направленность и содержание трудовой подготовки – это создание предпосылок для активного включения выпускников общеобразовательных школ в современные виды сози- дательного труда, воплощающего единство интеллектуальной и предметно-пре- образовательной деятельности. Все предпринимаемые до недавнего времени попытки перестановки или из- менения содержания отдельных фрагментов учебной и преобразовательной дея- тельности учащихся в трудовой подготовке не повлекли за собой серьезных из- менений в характере воздействия на формирующуюся личность, так как сохраняются два относительно самостоятельных процесса – обучение и труд. За- дача их интеграции до сих пор остается нерешенной. Включение индивида в те или иные виды деятельности позволяет целена- правленно влиять на формирование качеств личности. Поэтому важнейшим направлением оптимизации процесса обучения можно считать вовлечение учащихся в интегративные модели деятельности, реализующие схему «От идеи до конечного результата». Логика процессов взаимодействия человека

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=