Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 35 нии с коррозионно-агрессивной средой. При этом использовался оптико-цифро- вой микроскоп, позволяющий изучить поверхность исследуемых образцов в ме- стах коррозионно-механического разрушения, то есть была задействована и ком- пьютерная техника, которая не только позволяет получить «красивую картинку», иллюстрирующую физико-химический процесс, но и создать для каждого обу- чающегося банк данных, получаемых в ходе эксперимента при работе с образ- цами, выдаваемых ему для проведения индивидуального опыта (В ряде лабора- торных работ использовался бригадный метод выполнения эксперимента.) Сочетая рассмотренные методы исследования с гравиметрическими, маг- нитными, ультразвуковыми и рядом других, стало возможным улучшить у кур- сантов и студентов понимание сущности изучаемых процессов и явлений и их практическую значимость. Аналогичные методические приёмы применялись и при изучении деструкции полимерных материалов, изменения их технических характеристик в процессе набухания в различных технических жидкостях и ряде других. Очень важным является то, что при использовании методик, сочетающих компьютерные и классические физико-химические методы, у обучающихся резко активизируется творческая составляющая. Они начинают чувствовать себя в роли первооткрывателей, обнаруживая в ходе эксперимента те явления, кото- рые до этого были лишь простыми изменениями формы кривых из учебника, а для них становятся результатами собственноручно проделанного пусть и учеб- ного, но эксперимента. В рассмотренных примерах это повышение прочности стальной проволоки при знакопеременных нагрузках при растворении в химиче- ски активным раствором уплотнённого поверхностного слоя с последующим па- дением прочности, за счёт уменьшения при дальнейшем травлении поперечного сечения проволоки. При этом характер излома фиксируется с помощью оптико- цифрового микроскопа как в памяти компьютера, так и может транслироваться на большой экран. Для процесса набухания это фиксация процесса контракции и сопоставление гравиметрических данных с наблюдением поверхности в оп- тико-цифровой микроскоп, аналогично предыдущему примеру. Можно сделать вывод о том, что сочетание различных методов исследова- ния позволяет курсантам и студентам получить более полные знания сопрягаю- щие теоретические сведения с реальным восприятием структур, соответствую- щим опасным дефектам, которые могут вызвать разрушение ответственных деталей с последующим развитием ЧС техногенного характера. Это не только повышает их компетентность как будущих специалистов, но и прививает им пер- вичные навыки научно-исследовательской работы. Литература 1. Капица С. П. Парадоксы роста. М. : Альпина нон-фикшн, 2012. С. 142. 2. Секрий Н. А., Гордова А. Ф. Влияние негативных факторов окружающей среды на стальные конструкции // Устойчивость материалов к внешним воздей- ствиям : сб. трудов I Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 73–78.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=