Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 34 контента. Далее мы постараемся раскрыть тезис о том, что базирование техноло- гического и естественно-научного образования на Интернат-технологиях в ущерб или даже при полном отказе от классических технологий лабораторного эксперимента не только не приносит пользу, но и приводит к тому, что обучаю- щийся начинает неправильно оценивать сущность и прикладное значение ряда физико-химических явлений. В качестве иллюстрации к этому утверждению рассмотрим несколько тем в курсе материаловедения и сопряжённых с ним дисциплин по некоторым направлениям обучения, подготовка по которым ведётся на кафедре химии и ма- териаловедения Академии гражданской защиты МЧС России имени генерал- лейтенанта Д. И. Михайлика. В зависимости от профиля обучения студенты по- мимо (вместо) курса «Материаловедение. Техногия конструкционных материа- лов» могут изучать курсы «Эксплуатационные материалы», «Электрорадиомате- риалы», «Материалы компьютерного и сетевого оборудования». Практика показывает, что при изучении всех этих учебных дисциплин необходимо сочета- ния лекционного материала, лабораторного практикума и практических занятий с решением различных задач, где теоретические сведения соотносятся с реаль- ными процессами, происходящими с материалами при различных условиях их эксплуатации. Все эти виды занятий, разумеется, не могут проводиться без ис- пользования компьютерных технологий, но одновременно требуют проведения демонстрационных и учебно-лабораторных экспериментов. Разберём это на кон- кретных примерах при изучении вопросов, связанных с процессами коррозии и деструкции, которые в достаточно большом объёме содержаться во всех пере- численных выше учебных курсах. Важность данных тем обусловлена тем, что эти процессы могут послужить причиной развития процессов разрушения (в ряде случаев катастрофического) многих материалов, деталей и конструкций. Буду- щий сотрудник МЧС должен хорошо ориентироваться в вопросах влияния окру- жающей среды (и природной, и техногенной) на подобные процессы, чтобы во- время предупредить их развитие [2, С. 73–78; 3. С.76–80] (Как известно, девиз МЧС России: «Предупреждение. Спасение. Помощь.»). Поскольку рассматриваемая тематика базируется на сведениях, изучаемых в курсах физики и химии, то моделирование процессов коррозии и деструкции [4, с. 4–8]. с помощью компьютерных программ оказывается далеко не достаточ- ным для восприятия курсантами и студентами физико-химических механизмов, так как они не чувствуют при этом взаимосвязь достаточно абстрактных понятий с реальным процессами разрушения материалов. Например, для коррозии по электрохимическому механизму с кислородной или водородной деполяризацией самое качественное компьютерное видео не вызывает у обучающего ощущение опасности данных процессов как явлений, приводящих к утрате материалом его технологических свойств, хотя аналогичная демонстрация разрушения реальных объектов (мосты, трубопроводы) такие чувства активизирует. Именно поэтому был продуман учебно-исследовательский эксперимент, позволяющий сочетать комплексное воздействие на стальные образцы механических нагрузок в сочета-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=