Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 33 Н. Г. Залозная, Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Химки, Россия) ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН О МАТЕРИАЛАХ Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты сочетания компью- терных технологий с классическими методами физико-химического демонстрацион- ного и учебно-лабораторного эксперимента применительно к учебным курсам, имею- щим материаловедческую направленность. Показано, что такое соединение позволяет активизировать творческую составляющую учебного процесса. Ключевые слова: материаловедение, информационные технологии, обучающий экс- перимент, оптико-цифровой микроскоп, коррозия, деструкция, методика преподавания. Технические средства обучения (ТСО) представляют собой один из базовый компонентов технологического образования с самого начала их появления в об- разовательном пространстве. Практически каждое достижение науки в его тех- ническом воплощении в той или иной степени оказывалось (при наличии малей- шей сопрягаемости) включённым в сферу образования с целью облегчения усвоения изучаемого материала. Особое место заняли при этом различные спо- собы визуализации в сочетании с аудиоаппаратурой. С развитием соответствую- щих технологий постепенно стали формироваться две группы ТСО, которые можно с достаточной степенью условности можно отнести к ТСО для демонстра- ции каких-либо учебных материалов – кинопроекторы, фильмоскопы, устрой- ства для демонстрации чертежей и слайдов и др. и различные демонстрационные установки для показа лабораторного эксперимента. Так продолжалось большую часть прошлого века, пока все эти технологии по большей части оказались по историческим меркам мгновенно «отброшены в архаику» после появления ком- пьютерных технологий. «При этом качественно новым феноменом стал Интер- нет. Его появление и стремительная экспансия стали новым фактором в инфор- мационном развитии человечества, значение которого тало только осознаваться» [1, с. 142]. Хотя эти слова виднейшего популяризатора науки и автора уникаль- ных образовательных телепрограмм С.П. Капицы были сказаны более десяти лет назад, но до полного осознания роли Интернета в образовании мы всё так же далеки. Единственное что становится всё более и более понятно – Интернет-тех- нологии в образовании, как и всякий технологический инструмент (пусть даже столь уникальный и бесконечно многообразный) может не только быть полезен, но при неправильном в методическом, а более широко и методологическом плане использовании затруднять и искажать картину восприятия у обучающихся в процессе знакомства, усвоения и репродукции получаемого образовательного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=