Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 191 взаимозависимы, влияют друг на друга, но ведущей (центральной) компетенцией является ценностно-смысловая компетенция, которая по отношению к другим компетенциям выступает в роли ядра рискологической компетентности, прида- вая другим определённую ценностно-смысловую «окраску» и предустанавливая для них определённый вектор развития. В структуре рискологической компетентности можно выделить следующие составляющие (рис. 1). Рис. 1. Компоненты рискологической компетентости: А – процессно-управленческий; Б – предметно-содержательный; В – прогностический; Г – культурно-педагогический; Д – личностного самосовершенствования; Е – ценностно-смысловой В каждом случае идентификации и минимизации риска образовательного проекта субъект применяет уникальное сочетание составляющих рискологиче- ской компетентности. При этом, учитывая, что риски образовательных проектов различны, различными будут и решения по их минимизации. Таким образом, в реальной действительности происходит «поворот» (подстройка) составляющих компонентов под ситуацию. Эта «подстройка» заключается не только в динамике общего движения (поз.1 на Рис. 1), но и в движении каждого компонента риско- логической компетентности (поз. 2 на Рис. 1). Такая двухступенчатая подстройка позволяет наиболее эффективно управлять рисками образовательного проекта. Исследование позволило определить логику и схему развития рискологиче- ской компетентности. Так, на уровне педагогического бакалавриата – выпускник осваивает минимальный уровень рискологической компетентности – позволяю- щей ему реализовывать типовые образовательные проекты, в которых большин- ство рисков являются также типовыми. При этом наиболее активно этот уровень рискологической компетентности формируется на таких дисциплинах как: Об- щая технология; Основы творчества деятельности; Введение в педагогическую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=