Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 190 Учитель как субъект педагогической деятельности отражается в его целена- правленной деятельности по проектированию и реализации образовательного проекта, в его способности и готовности принимать решения в условиях риска. Реальная образовательная деятельность в каждый момент времени предусматри- вает возможность и необходимость выбора из нескольких альтернатив, что пред- определяет ситуацию риска. При этом процедура принятия решения связана с анализом состояния достигнутого промежуточного этапа образовательного проекта, состояния и изменения действительности, состояния и возможностей обучающихся, сопоставлением результата с некоторым требуемым результатом, выделением разности между ожидаемым уровнем риска и достигнутым и выбо- ром направления дальнейшего продвижения проекта, на котором с наибольшей вероятностью возможно достижение последующего результата с допустимым уровнем риска. Процедура принятия решений в условиях риска рассматривается как обратная связь, а реализация решения приводит либо к возрастанию риска (увеличение разницы между требуемым и достигаемым), либо к уменьшению риска (уменьшение разницы между требуемым и достигаемым). Совокупность принимаемых решений с учётом рисков и их реализация в образовательном про- екте образует некоторую неповторимую траекторию (маршрут), на заключитель- ном этапе которого достигается (или не достигается) требуемый результат. В условиях возрастания темпов роста сложности и совокупности результатов об- разовательных проектов, при возрастании темпов изменений социально-эконо- мической действительности и увеличения количества и качества образователь- ных потребностей обучающихся существенно увеличиваются риски принятия решений – все в меньшей степени можно с высокой вероятностью идентифици- ровать и минимизировать риски, к которым может привести то или иное педаго- гическое решение. Кроме того, деятельность учителя в личностно-ориентирован- ной, субъект-субъектной парадигмах ещё более усложняет процесс принятия решений, а значит, и последующие риски, т. к. субъект образовательного проекта – является уникальной, «нелинейной» личностью, требующей не менее уникаль- ного, индивидуального подхода к идентификации и минимизации рисков обра- зовательных результатов. Всё это предполагает высокий уровень развития лич- ностных, профессиональных и культурных качеств и способностей учителя, глубокого знания методологии проектной деятельности и связанных с этим те- кущих и прогнозируемых рисков. Однако, принятый в системе педагогического образования (СПО, ВО, ДПО) перечень требований к уровню подготовки педагогических кадров в области идентификации и минимизации рисков образовательных проектов не может гарантировать эффективную профессиональную деятельность в условиях реаль- ной образовательной практики. Уровень рискологической компетентности опре- деляется качеством принимаемых решений в ситуации неопределённости и ре- зультатов образовательного проекта, в том числе последствий. Нами предполагается, что рискологическая компетентность – это совокуп- ность компетенций, которые образуют целостную систему. Эти компетенции

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=