Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 187 специалисты в сфере обеспечения безопасности должны понимать, что причиной взрыва газа в помещениях является достижение концентрации выше значения НКПР. Знать, датчики для фиксирования утечки каких веществ используются для профилактики развития взрыва бытового газа в помещении (в основном, ре- агируют на утечку метана, пропана, угарного и углекислого газа). Вспомним недавние ЧС за 2023, связанные со взрывами бытового газа. 1. Взрыв газа в г. Ефремов Тульской области 7 февраля 2023 года унес жизни 8 человек, в том числе погиб маленький ребенок. Обрушилась половина первого подъезда пятиэтажки. 2. 9 февраля 2023 года в Новосибирске произошел взрыв бытового газа, по- гибли 15 человек, 9 пострадали. 3. Взрыв бытового газа в поселке Антипиха под Читой 9 марта 2023 года, в результате которого 30 человек эвакуированы, травмировано 11 человек, из них 4 детей, 2 людей в тяжелом состоянии [3]. За 2020–2022 года зафиксировано более 70 случаев взрывов бытового газа, которые в большинстве случаев сопровождались разрушением квартир и домов, при этом количество погибших и травмированных более 150 человек [4]. При изучении темы «пожаровзрывоопасные газы» по дисциплине «Физико- химические основы развития и тушения пожара» необходимо обладать базовыми понятиями из дисциплин курса «Физика» и «Химия». При этом из курса «Хи- мия» необходимо знание основных углеводородных газов, механизм горения га- зовоздушных смесей по Н. Н. Семенову, умение составлять сами реакции горе- ния, которые по своей сути являются окислительно-восстановительными реакциями. Из курса Физики знание молекулярно-кинетической теории газов. Предлагается перед началом изучения темы, осуществить входной контроль по основным понятиям и умениям из курсов «Физика» и «Химия». Для этого необходимо осуществить входной контроль по теме в виде тестирования на плат- форме Moodle. И при наличии 75 % и более правильных ответов переходить к изучению темы. Далее на лекции даются базовые понятия из профессиональной области: го- рение газов как класс пожара, наиболее оптимальные способы пожаротушения данного класса возгораний, понятие нижнего и верхнего концентрационного пре- делов, какие газы являются наиболее пожароопасными и представляют угрозу для обеспечения техносферной безопасности. На лабораторном практикуме получаем наиболее пожароопасные газы, такие как водород, этилен и ацетилен и изучаем особенности их горения. Такой комплексный подход к изучению темы позволяет у будущих специалистов по техносферной безопасности сформировать понятие «пожаровзрывоопасные газы», концентрация взрывоопасных газов, по причине утечки которых может произойти чрезвычайная ситуация. Литература 1. Гузанов Б. Н., Субачева А. А. Проектирование дидактического обеспече- ния профессиональной подготовки курсантов специального технического вуза

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=