Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 181 Л. В. Лукиенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) СОСТОЯНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Аннотация. В работе представлен результат изучения состояния техносферной безопасности производства на основе анализа чрезвычайных ситуаций. Ключевые слова: техносферная безопасность, анализ чрезвычайных ситуаций. В современном, быстро меняющемся мире, в котором возможно внезапное возникновение непредсказуемых чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера вопросы изучения состояния техносферной безопасно- сти приобретают необычайную актуальность. Изучением состояния техносфер- ной безопасности в России занимались А. А. Тимошевский [1], Н. А. Пашкевич [2], В. А. Портола [3] и другие учёные. Проведённый анализ фактического среднего уровня индивидуального риска гибели людей позволил установить, что в сельском хозяйстве по данным [3] эта величина превышает уровень допустимого пожарного риска в 200 раз. При этом, в качестве основных причин возникновения техногенных ЧС можно выделить ошибки людей и нештатные отказы используемого оборудования. Можно при- вести ряд общеизвестных примеров крупнейших техногенных аварий и ката- строф, обусловленных ошибками обслуживающего персонала. Таблица Уровни потенциальных опасностей в четырёх областях Центрального федерального округа Российской Федерации в 2021 году Федеральный округ, субъект Российской Федерации Индивидуальный риск гибели при пожа- рах в ЧС допустимый (ГОСТ. Р 22.10.02) на водных объектах обобщен- ный Центральный 5,48·10 -5 2,19·10 -6 не установлен 1,83·10 -5 7,53·10 -5 Калужская область 2,64·10 -4 9,28·10 -5 1,51·10 -5 2,64·10 -4 3,48·10 -5 Орловская область 7,87·10 -5 0 1,53·10 -5 0,69·10 -5 8,6·10 -5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=