Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 92 О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Н. Н. Лавров, И. А. Трофимов, М. А. Порошин, В. В. Чикалов Московский государственный областной университет (Мытищи, Российская Федерация) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения наглядных методов в общетехнологической подготовке преподавателей технологического образования. Ключевые слова: методология, технологическое образование, наглядные методы, цифровизация образования, подготовка педагогов. Модернизация предметной подготовки будущих преподавателей техноло- гического образования требует отражения глубинных процессов инновацион- ного развития современной научно-производственной сферы. При этом от фа- культетов и кафедр, осуществлявших подготовку будущих педагогов для технологического образования школьников, требуется наличие ясной методоло- гической позиции, определяющей характер и направленность вносимых измене- ний в образовательный процесс. В первую речь идет о методологических основаниях, определяющих содер- жание и методы реализации совершенствуемых образовательных программ, в ка- честве которых выступают базовые дидактические принципы, привычно рас- сматриваемые в качестве некоего неизменного инварианта. В реальности это далеко не так. Продемонстрируем это на примере принципа наглядности, тради- ционно, и вполне справедливо, рассматриваемого в качестве одного из важней- ших принципов технологического образования. В трудах классиков трудового, профессионального и технологического образования  см., например, 1–3  подробно рассматривается принцип нагляд- ности, называемый еще великим Я. А. Коменским «золотым правилом дидак- тики». Естественно, за прошедшие столетия, принцип и методы его реализа- ции подверглись существенной трансформации. В особенной степени это касается современного постнеклассического этапа развития науки, когда кар- динально меняются взаимоотношения субъектов в образовательной системе и возникают новые нелинейные связи, определяемые включением в образова- тельный процесс не только новых материальных и информационных техноло- гий, и внедрение в него новых информационных источников и потоков  см., например, 4  . Очевидно, что даже краткое рассмотрение столь многоаспектной проблемы требует отличного от данного выступления формата, поэтому ограничимся лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=