Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 82 ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТЫ ТРУДА Е. И. Кузнецова Омский государственный педагогический университет (Омск, Российская Федерация) Аннотация. В статье представлены методические разработки, способствующие приобщению обучающихся к многонациональной культуре народов России в ее разно- образных формах, апробированные на уроках технологии. Ключевые слова: предметная область «Технология», методическое сопровожде- ние, этническая идентичность, народный костюм. Многовековая история России наглядно доказывает, что свободное существо- вание множества этнических культур в едином пространстве является ключевым фактором процветания нашего государства, гарантом обеспечения его безопасно- сти и стабильности общества. Культуры народов, проживая бок о бок, оказывают влияние друг на друга, взаимно обогащаясь. Поколения 60-х, 70-х годов, выросшие в СССР под лозунгом «Пятнадцать республик – пятнадцать сестер», еще помнят свою гордость за Олимпиаду-80, где ярко демонстрировалось многонациональное государство, богатое в своем разнообразии – культуре, костюмах, песнях и танцах. Для развития добрых и открытых отношений между нациями и народами России, для сохранения всей уникальной палитры национальных культур нашей страны необходимо воспитывать подрастающее поколение, учитывая такие понятия как «многонациональность» и «этническая принадлежность». Осознание этнической принадлежности – это принадлежность к определенной общности (этносу), знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. На кафедре технологии и технологического образования ОмГПУ разрабо- тано методическое сопровождение учебных занятий для 6 класса по программе О. А. Кожиной «Технология. Обслуживающий труд» [1], апробированное во время практики бакалавром Е. М. Спириной. Для формирования толерантного отношения к другим культурам и, в то же время, проявления национальной идентичности, определены темы и выделен объект труда (таблица), который рекомендуется для изготовления на уроках технологии: в разделе 1 – это горячие блюда из различных круп, бобовых или макаронных изделий, в разделе 2 рассмотрены особенности конструирования поясных изделий, входящих в костюм национальной одежды. Также важно определиться с составом национальностей. Национальный состав населения Омской области насчитывает более 20 национальностей. Самым многочислен- ным является русское население, к наиболее многочисленным национально- стям, кроме русских, в Омском Прииртышье традиционно относятся казахи, украинцы, немцы и татары.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=