Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 62 подготовленности специалиста и готовности его к профессиональной деятель- ности в новых условиях, что говорит о разрыве самой системы подготовки и тре- бований и критериев готовности их к этой деятельности. Если же от отдельных требований компетентностного подхода к современ- ному специалисту и порождающих их процессов вернуться к проблеме целост- ности инженерно-технологической подготовки, то следует учесть, что решение этой проблемы не возможно в отрыве от фундаментальных сдвигов, происходя- щих в содержании феномена инженерно-технологического творчества и техно- логии, как таковых. На настоящее время технология как предмет, который пришел на смену тру- дового обучения и воспитания школьников, стал предметом обсуждения многих целевых групп, в том числе и непрофильных отраслей производства и социаль- ной сферы, которые якобы тоже имеют по этому свои суждения и мнения, каким ему быть. Вместе с тем, преподавание технологии обсуждалось и учителями предметниками, представителями профессиональных ассоциаций, производите- лями, руководителями инженерных и политехнических ВУЗов и других струк- тур. Это вопрос обсуждался на Форуме Агенства стратегических инициатив, ко- торое выступило с идеями развития экономики и производства России в рамках так называемой Национальной технологической инициативы (НТИ). Тогда как, по сути своей, технология является основными средством формирования и реа- лизации технологического образования учащихся и формирования главного у них технологической компетентности и технологической культуры, основным из которых является целостный процесс познания мира техники и технологии, возможности исследования свойств и характеристик материалов, а также управ- ления техническими системами и технологическими процессами, что по сути дела является канвой инженерно-технологического образования. В новой концепции предметной образовательной области «Технология», со- зданной творческой группой РАО в конце 2016 года и обсуждаемой в 2018 году, в 2019, 2021 годах, концептуальная схема образовательной области, предложен- ная Махотиным Д.А., по структурному наполнению, содержания и логики реа- лизации вполне претендует на отражение основных требований формирования специалиста инженерно-технологического профиля. Вместе с тем следует отме- тить, что в концепции не отражена целостность сохранения трудового професси- онального образования с их историей, технологиями, знаниями, умениями, навы- ками, которыми обязан обладать инженер-исследователь. Как отмечает А. Д. Московченко, в «XX в. произошло событие космопланетар- ного масштаба: впервые в истории человеческой цивилизации естественная биосфера стала стремительно превращаться в техносферу; в искусственный технологический мир, и проектировщиком и конструктором техносферы выступает инженер. Следова- тельно, он и становится главной фигурой современности, а инженерно-техническое образование выходит на передний план мирового образовательного процесса» [11]. В заключении следует отметить, что, несомненно, феномен «инженерно-тех- нологического образования» состоит в том, что всегда научная и практическая мысль, развития приоритетных направлений различных секторов производств

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=