Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 61 Как я уже отмечал в своих трудах [9, С.145, С.185]; [10, С. 38–48] и трудах коллег динамика социального развития последних пяти-семи лет резко изменила требования и подходы к подготовке специалистов инженерно-технологического образования. Изменились требования как проведения учебных занятий (в связи с пандемией, ограниченностью перемещения, общения, невозможности прово- дить практику на предприятиях, организациях технико-технологической направ- ленности) и т. д., а также необходимость везде и всюду трансформировать си- стему информационно-коммуникационной образованности, что, с одной стороны, заметно улучшило привлеченность школьников и студентов к органи- зации и проведению учебных он-лайн занятий, вместе с тем существенно сни- зило качество, в частности, практического обучения, а также привело к массовым сбоям в организации и проведении учебных занятий. Что же в существующей структуре, содержании, стандартах инженерно-тех- нологической подготовки улучшилось, а что вызывает озабоченность, и какие новые тренды, форматы и научные перспективы определяются в современных условиях для инженерно-технологической подготовки? Прежде всего следует отметить о том, что достижения в области биомеди- цинских технологий, робототехники, создания искусственного интеллекта тре- бует качественного переосмысления роли человека, машины в динамике разви- тия современных технологий, и заставляет задуматься о тех перспективах, которые выстраиваются в «бесконечных, перспективных концепциях», создава- емых разнообразными коллективами, даже Сбербанком России. В связи с чем, в стратегии развития непрерывного профессионального ин- женерно-технологического образования бытуют различные подходы и меха- низмы совершенствования подготовки будущих специалистов, однако, в частно- сти мы считаем, что они недостаточно определены отсутствием целостности и системности таковых тенденций. В частности, они определяются следующими (утрированно) направлениями: – новыми вызовами и трендами модернизации системы образования (уже в который раз, без определения четких контуров и граней подготовки самого спе- циалиста); – различными модулями проектной деятельности (во многом определяющи- мися самим образовательным учреждением); – различными «умными» системами и «умными» производствами, а также перспективными технологиями: 3D печати, робототехники, технологии WEB- дизайна, 3D моделирования и т. д., тогда как упускаются важнейшие компо- ненты инженерной графики (объема часов на разделы и темы), технологии кон- струкционных и новых современных композиционных материалов, что приводит к неполному профессиональному восприятию материала в подготовке специали- стов инженерно-технологического образования и неготовности их к востребо- ванности в секторе экономики производства (как промышленного, так и других). Это мотивируется отсутствием дорожной карты реализации стратегии, отставанием темпов модернизации системы образования от темпов модерни- зации современного производства, что в перспективе не определяет критерии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=